Мотивация как один из факторов успешного овладения иностранным языком студентами технического вуза

Motivation as one of the factors for successful mastery of a foreign language by students of a technical university

Процесс обучения иностранным языкам в технических вузах носит профессионально-ориентированный характер. Выпускники вуза должны овладеть таким уровнем знаний иностранного языка, который позволит ему интегрироваться в международном сообществе. Одним из факторов успешного овладения иностранным ячзыком является мотивация. Успех будет зависить от того, какие мотивы преследуют студенты в процессе изучения иностранных языков. Так словарь иностранных языков трактует: «Мотив (фр. motif)-побудительная причина, повод к какому-либо действию; довод в пользу чего-либо» [4]. И.А. Зимняя говорит: «Мотив-это то, что объясняет характер данного речевого дейситвия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [2]. Под мотивацией следует понимать совокупность систем психологических факторов, которые определяют поведение и деятельностьчеловека. Для повышения мотивации преподаватель должен использовать различные методы и приемы обучения владения иностранным языком, организовать такой учебный процесс, который был бы направлен на стремление развить у студентов высокого уровня интереса к изучению иностранного языка. Не секрет, что в техническом вузе преподаватели сталкиваются с низкой мотивацией у студентов. Рассмотрим несколько факторов снижения мотивации у студентов:

  1. при поступлении в вуз у студентов наблюдаются разные уровни знания языка. Это ведет к определенным трудностям изучения иностранного языка;
  2. в будующей профессиональной деятельности студенты не видят перспектив владения иностранным языком;
  3. некоторые студенты считают себя неспособными к изучению иностранного языка, так как он сложный.
  4. некоторым студентам нужен иностранный язык только для сдачи зачетов и экзаменов.

Психологи считают, что есть внутренняя и внешняя мотивация.

Внутренняя мотивация развивается в результате осознания потребности в изучении иностранного языка. Основными факторами, которые способствуют формированию положительных мотивов, являются:

-заинтересованность предметом;

-осознание важности иностранного языка в современном мире;

-профессиональная направленность;

-эмоциональная форма ведения занятий преподавателем;

-личная заинтересованность;

-изучение иностранного языка с целью карьерного роста;

-изучение языка с целью общения с другими людьми из зарубежных стран;

-для деловых и туристических поездок и другие мотивы.

Так среди студентов НГАСУ (Сибстрин) был проведен письменный опрос среди студентов архитектурного и строительного факультетов. Было опрошено 100 студентов. Был задан вопрос: » Какая цель изучения иностранного языка?»

Предложены следующие варианты ответов:

-1. для использования в профессиональной деятельности;

-2. для общения с людьми разных национальностей;

-3. для общекультурной подготовки;

-4. для общего развития.

По мнению студентов, целями изучения иностранного языка являются следующие: для общения с людьми разных национальностей (60%), для использования в прфессиональной деятельности (53), для общего развития (45%), для общекультурной подготовки (26%). Очевидно, что коммуникативный мотив занял первое место среди студентов. Поэтому развитие коммуникативных способностей студентов является основной целью обучения иностранному языку. Научить студентов общаться на иностранном языке является задачей преподавателя. На втором месте мы видим использование иностранного языка в профессиональной деятельности. Важно сохранить интерес к профессиональному языку в учебном процессе. Такая мотивация называется лингвопознавательной, она заключается в положительном отношении студента к самому языковому материалу [1].

Большую роль в повышеии мотивации у студентов играют разнообразные виды деятельности на уроке. Так на вопрос: «Какие виды деятельности вам нравятся?»74% студентов (из 100 опрошенных) ответили: чтение и перевод, составление диалогов- 39%, пересказ текста -21%, аудирование-16%, выполнение грамматических упражнений-16%. Преподаватель должен правильно организовать учебную деятельность, при этом учитывать профессиональную направленность студентов. Необходимо применять разнообразные методы ведения занятий и давать объективную оценку знаниям студентов. В этом выражается познавательный мотив в овладении иностранном языком.

На вопрос: »Нравится ли вам изучать иностранный язык?» 39% студентов (из 100) ответили, что хотели бы знать, но не получается; 33% ответили, что иностранный язык нужен для сдачи экзаменов и зачетов; 31% студентов учат иностранный язык с большим удовольствием; 17% ответили, что очень нравится изучать иностранный язык и только 1%-совсем не нравится.

Как видно из опроса, 31% студентов изучают иностранный язык только для сдачи зачетов и экзаменов, для контрольных точек, что является внешними факорами. Внешняя мотивация обусловлена обстоятельствами, которые вынуждают студентов без желания и настроения учить слова, читать и пересказывать тексты, выполнять грамматические упражнения.                     

Преподаватель должен постоянно побуждать студента в процессе обучения иностранному языку. Внешняя мотивация не связана с содержанием учебного материала. К ним относятся:

- обязанность (студент должен изучать иностранный язык, чтобы получить зачет, сдать экзамен);

- оценка (стремление набрать определенное колличество баллов за контрольную неделю);

- изучение иностранного языка с целью получить работу за границей;

- изучение культуры и истории страны изучаемого языка;

- использовать язык с целью получения и обмена информацией;

- способность читать и переводить техническую литературу;

- социальный мотив;

- другие мотивы [5].

На первом курсе обучения в вузе личность преподавателя должна стать решающим фактором внешней мотивации. Личные особенности преподавателя, ориентированность в своей специальности, открытость, система контроля создают предпосылки для повышения мотивации к изучению иностранного языка. На этой стадии происходит знакомство со студентами, когда они чувсвуют, что преподаватель их ценит и это создает безопасную среду обучения и мотивирует их работать [3]. Поощрение и похвала для начинающего студентаможет повысить мотивацию на длительный период обучения. Чувство удовлетворения, которое студент получает от положительной оценки, является сильным побуждением внутренне-мотивированной активности. Поэтому, любой преподаватель должен добиваться от студентов положительного отношения к учебе, развивать память, обучать приемам самостоятельной работы, способствовать налаживанию отношений в коллективе. Необходимо заинтересовать студентов и показать им значимость дисциплины в профессиональной деятельности, формировании способности владения навыками профессионального общения на иностранном языке. Чтобы повысить мотивацию необходимо информировать студентов о важности участвовать в междунаролдных обменных программах и обучении за рубежом. Студенты должны иметь представление о требованиях работадателей к современным специалистам, которые должны владеть иностранным языком. Таким образом, повышение уровня мотивации способствует повышению эффективности процесса обучения.

Список литературы:

  1. Гизатулина Р.Ф. Проблема мотивации к овладению иностранным языком у учащихся средней общеобразовательной школы //Иностранные языки и межкультурная коммуникация в развивающемся образовательном пространстве. Томск: Изд-во ТПУ, 2011.-163с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва, 1986, с. 130-134.
  3. Логинова А.В., Отбанов Н.А., Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка// Молодой ученый. - с.1395-1397
  4. Словарь иностранных слов. Москва, Русский язык» 1987, стр.324
  5. Фуфурина Т.А. Пути повышения молтивации при изучении английского языка у студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Гуманитарный вестник, 2014, вып.1