ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

MAIN AREAS OF DEVELOPMENT ANTI-CORRUPTION SYSTEMS

Коррупция в разной степени присуща всем государствам, но в настоящее время она получила достаточно высокое распространение. На протяжении всего своего существования она с разной степенью влияния воздействовала на общество и систему отношений в нем, нередко становясь настолько активной, что становилась регулятором этих отношений, подменяя правую систему или действуя параллельно с ней,  ослабляя государственную власть и реализацию функций социального государства (к примеру, это широко было распространено в 90-е годы, когда коррупция настолько поглотила государство, что эффективность правоохранительных органов существенно снизилась, и люди, попадая под влияние коррумпированной среды, были бесправны в своих действиях, а правоохранительные органы бездействовали). Сейчас таких тенденций нет, и само по себе наличие коррупции провоцирует легальных обладателей высшей власти к противодействию ей.

В настоящее время коррупция в России проявляет себя не в таких устрашающих формах, которые были характерны для 90-х годов прошлого века, однако довольно распространена в органах государственной власти во многих субъектах РФ. По итогам 2019 года в России выявлено 11,6 тыс. коррупционных преступлений, из них 6,5 тыс. уголовных дел передано в суд. Основными видами преступлений, которые были выявлены, являются дача и получение взяток (в т.ч. с использованием служебного положения), мошенничество, присвоение и растрата)[1].

В прошлом году количество преступлений, связанных с коррупцией, превышало показатель отчетного года в 2,3 раза (27 143 преступления).  Генеральная прокуратура РФ связывает это с повышением эффективности системы противодействия коррупции в России, ростом выявляемости коррупционных преступлений, ужесточением законодательства и антикоррупционной пропагандой[2].  

Современная система противодействия коррупции реализована во всех субъектах РФ, но степени ее эффективности в каждом из них различна и зависит во многом от деятельности лиц, принимающих активное участие в ее реализации. Ее сущность заключается в осуществлении комплекса мер, нацеленных на выявление, пресечение, профилак­тику и ликвидацию последствий коррупции.

Система противодействия коррупции субъекта РФ состоит из следующих элементов: нормативно-правовой механизм противодействия коррупции, система антикоррупционных правовых средств как инструментов борьбы с коррупцией, организационный механизм взаимодействия органов региональной и федеральной властей, общественных институтов как субъектов противодействия коррупции и механизм информационной поддержки антикоррупционной политики и его техническое обеспечение[3]. Роль современной системы противодействия коррупции субъекта РФ в настоящее время огромна, поскольку эффективно функционирующая такая система позволит обеспечить защиту законных прав и интересов граждан от угроз, которые несет в себе коррупция, повысить доверие населения к органам государственной власти субъекта РФ и в целом улучшить его социально-экономическое положение.

Изучив опыт развития системы противодействия коррупции в Липецкой, Курской, Орловской и Белгородской областях, выделены следующие основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции:

1) совершенствование нормативно-правовой базы;

2) активизация взаимодействия населения с правоохранительными органами через специальные интернет-порталы, где люди могут не только написать о возникновении коррупционного преступления, но и подкрепить информацию фактами (фото-, аудио- и видео-материалом);

 3) антикоррупционная пропаганда, эффективность которой может быть достигнута работой активистов от различных общественных движений, способствующая созданию устойчивого негативного отношения к коррупционерам;

4) совершенствование системы органов государственного и муниципального управления, осуществляющих борьбу с коррупцией;

5) повышение информационной прозрачности о работе органов государственного и муниципального управления;

6) ужесточение общественного контроля за деятельностью органов власти как на уровне региона, так и на уровне входящих в него муниципальных образований;

7) введение антикоррупционных стандартов поведения должностных лиц, в которых прописаны также меры уголовной ответственности за данное преступление;

8) повышение эффективности работы правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией;

9) ужесточение требований к претендентам на должности в сфере государственного и муниципального управления, и в процессе прохождения конкурса;

10) рост оплаты труда государственных и муниципальных служащих;

11) создание отдела по ротации кадров, являющегося внешним органом и подчиненного заместителю главы администрации, курирующего кадровые вопросы;

12) анализ коррупционных рисков в процессе реализации антикоррупционной деятельности со стороны органов по борьбе с коррупцией в регионах РФ и разработка путей их минимизации.

Таким образом, как показало исследование в исследуемых регионах накоплен достаточно объемный положительный опыт развития системы противодействия коррупции. Однако, нельзя забывать, что максимальный эффект достигается только при комплексной и системной реализации представленных мероприятий. При этом регионам РФ необходимо активизировать взаимодействие и сотрудничество для решения проблем, связанных с борьбой с коррупцией.  Только объединив усилия, можно победить коррупцию, и в данном процессе должны участвовать как государственные и муниципальные органы, средства массовой информации, так и  граждане РФ и общественные организации.     

Литература

 

  1. Коновалов В.А. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции в России на современном этапе // Lex Russica. – 2018. – № 11. – С. 1326-1337.
  2. Кривченкова Е.В., Безденежных В.М. Система противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Наука без границ. – 2018. – № 5 (22). – С. 133-137.
  3. Официальный сайт интернет-газеты «Знак». URL: https: //www.znak. com/2019-12-09/skr_opublikoval_statistiku_o_korrupcionerah_na_pervom_

meste_policeyskie (дата обращения  12.03.2020).

  1. Информационный портал «Коммерсант». URL: https://www.kommersant.ru/doc/3826018 (дата обращения  03.2020).

 

Literatura

 

  1. Konovalov V.A. Normativno-pravovoe regulirovanie protivodejstviya korrupcii v Rossii na sovremennom etape // Lex Russica. – 2018. – № 11. – S. 1326-1337.
  2. Krivchenkova E.V., Bezdenezhnyh V.M. Sistema protivodejstviya korrupcii v federal'nyh organah ispolnitel'noj vlasti // Nauka bez granic. – 2018. – № 5 (22). – S. 133-137.
  3. Oficial'nyj sajt internet-gazety «Znak». URL: https: //www.znak. com/2019-12-09/skr_opublikoval_statistiku_o_korrupcionerah_na_pervom_

meste_policeyskie (data obrashcheniya  12.03.2020).

  1. Informacionnyj portal «Kommersant». URL: https://www.kommersant.ru/doc/3826018 (data obrashcheniya  12.03.2020).

 

[1] Официальный сайт интернет-газеты «Знак». URL: https://www.znak.com/2019-12-09/skr_opublikoval_statistiku_o_korrupcionerah_na_pervom_meste_policeyskie (дата обращения  12.03.2020).

[2] Информационный портал «Коммерсант». URL: https://www.kommersant.ru/doc/3826018  (дата обращения  12.03.2020).

[3] Кривченкова Е.В., Безденежных В.М. Система противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Наука без границ. – 2018. – № 5 (22). – С. 134.