ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ИХ ПЕРЕСТРОЕНИЕ НА ФОНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL AND COGNITIVE MOTIVATION OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY AND ITS RESTRUCTURING IN THE COURSE OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Мотивация – побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека. [1]

В свою очередь система мотивов, включающая в себя: познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы и мотивационные установки - образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

Учебная мотивация представляет собой один из видов мотивации, характеризующаяся включением личности в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.

Учебная мотивация дает возможность личности, которая непрерывно развивается, определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу.[2] Образовательный процесс представляется в виде значимой мультифакторной детерминации, которая в свою очередь обуславливает специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.

Учебная мотивация, наряду с множеством других видов мотивации, формируется под действием целого ряда специфических именно для данной деятельности, в которую она включается, факторов. К настоящим детерминантам могут относится: характер образовательной системы, уровень организации педагогического процесса в образовательном учреждении; личностные особенности самого обучающегося, личностные особенностями учителя (преподавателя), прежде всего система его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности, а также специфика учебного предмета. [3]

Актуальность: Вопрос учебной, как и профессиональной мотивации в современном мире приобретает особо важное значение. Именно в ней специфическим образом определяются основные моменты взаимодействия индивидуума и его окружения, в котором образовательный процесс приобретает особое, приоритетное значение. В настоящее время изучение структуры профессионально-ориентированной учебной мотивации студентов вузов, знание мотивов, побуждающих к приобретению познания, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности не только студенческой, но и педагогической деятельности.

Цель исследования: исследовать структуру учебно-познавательной мотивации студентов медицинского университета и их перестройку на фоне образовательного процесса.

Материалы и методы: Данное исследование проводилось посредством проведения анкетирования по методике диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реан и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой [4]. Общее количество выборки составило 60 человек, по 10 человек с каждого курса обучения в БГМУ г.Уфа. Студентам было предложено оценить по пятибалльной системе 34 утверждения, характеризующих мотивы учебной деятельности, по значимости: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной. Данная методика позволяет выделить следующие учебные мотивы: коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные, творческой самореализации, избегания и престижа.

Результаты и обсуждение: Данные, полученные в ходе анкетирования, показали, что в мотивационной структуре студентов ведущее место занимают мотивы, связанные с профессиональной самореализацией, в то время как мотивы избегания набрали в общей картине наименьшие средние значения (Рис.1).

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3731-1.PNG

Профессиональные мотивы для студентов старших курсов являются, как показали данные расчетов результатов анкетирования, реально действующими и побудительными, так как они связаны с близкими профессиональными целями. Как оказалось, студенты 6 курсов более мотивированы обеспечить “успешность будущей профессиональной деятельности”, нежели студенты, только начавшие обучение в университете, на что указывают нам средние оценки (4.53 и 4.68) у 5 и 6 курсов соответственно против (4.11 и 4.25) у 1-2 курсов. Для студентов выпускного курса, получение диплома становится уже безусловным важным фактором, поэтому теперь они больше задумываются о дальнейшей учебе и трудоустройстве, а, как следствие о получении глубоких знаний по специальности и обеспечение успешности в будущей профессиональной деятельности. Необходимо понимать, что осознание этих целей нуждается в подкреплении процессуальной мотивацией, которая сопровождается эмоциональным отношением студентов к своей учебной деятельности.

Как мы видим, опять же из Рис.1, мотивы избегания, т.е. “попал в университет, вынужден учиться, чтобы окончить его” больше характерны для обучающихся начальных курсов, в то время как на старших курсах обучение проходит более осознанно, с определенной целью для будущего самого студента. Необходимо понимать, что наименее благоприятно - преобладание мотивации избегания. Высокий уровень мотивов избегания может вести к отрицательным эмоциям в процессе обучения, низкому уровню самостоятельности и неспособности самостоятельно организовывать собственное обучение. [4]

На удивление учебно-познавательные мотивы в связке с социальными мотивами показали тенденцию к снижению средних значений ближе к выпускному (6) курсу. Социальные мотивы отражают желание студентов принести больше пользы обществу, а также оценку связи успехов в учебе на уровень материальной обеспеченности в будущем. Субъективные познания 1-2 курсов о работе в этой сфере, а также о медицине в целом отражаются в средних значениях на Рис.2, где мы видим, что в начале обучения более охотно связывают успех в учебе и уровень полученных знаний с будущим уровнем материального достатка и служебным положением. На последних курсах обучения эти значения равняются 3.81 и 3.67 против 4.41 и 4.6 на первых двух курсах соответственно. Данные значения могут быть объяснены тем, что по мере получения специальности студенты действительно осознают сложность выбранной ими профессии, а также узнают реальные доходы работников в сфере медицины.

Несомненный интерес вызвал вопрос определения в структуре мотивации учебной деятельности студентов мотивов, побуждаемых социальными потребностями высшего порядка, которые мы связываем с внутренними смыслообразующими установками человека (мотивы самосовершенствования и самоопределения, тесно связанные с мотивами профессиональной и творческой самореализации). Оказалось, что мотивы творческой самореализации по значимости для студентов в равной степени всех 6-ти курсов набрали рейтинги ниже уровня общего показателя для всех видов мотиваций. Наименьшее значение наблюдалось у 3-их курсов (~2.9), а наибольшее – у 5 курсов (~3.65).  Данные значения могут быть объяснены тем, что традиционная система обучения в вузе не способствует проявлению и осознанию студентами мотивов творческой самореализации.

Обобщенные данные указывают на то, что реально действующими мотивами у студентов 1-х – 3-х курсов являются социальные мотивы, учебно-познавательные мотивы и мотивы профессиональной самореализации. Они занимают ведущие места. Мотивы получения одобрения, получения стипендии и избегания неудачи занимают четвертое, пятое и шестое места. Как мы видим, на предоставленном Рис.3 - на 4-ом и последующих курсах происходят изменения в мотивационной сфере студентов. Учебно-познавательные, социальные мотивы и мотивы избегания теряют свои места, вместо них существенно лидируют профессиональные мотивы. Особо стоит отметить средние значения коммуникативных мотивов, которые отражают степень уверенности студента в соответствии с его знаниями, а также убежденность в том, что для работы с людьми необходимо иметь глубокие и всесторонние знания. Данные мотивы относительно других видов сохраняют стабильные значения на протяжении всего обучения студента в медицинском университете.

Заключение и выводы: на основе полученных данных можно прийти к выводу о том, что компоненты учебной мотивации являются важнейшими детерминантами нравственного, интеллектуального и творческого развития личности студента. Таким образом, мы определили структуру учебно-познавательной мотивации у студентов на протяжении всего обучения, с 1 по 6 курсы. Выявили, что процесс обучения в вузе, в частности в медицинском, оказывает существенное влияние на структуру учебно-познавательной мотивации, приводит к тому, что у студента появляется желание в полной мере использовать имеющиеся задатки, способности и склонности к выбранной профессии, и, несомненно, появляется цель стать высококвалифицированным специалистом в своей сфере. В то же время выпускник уже в полной мере осознает свои перспективы и будущее положение, в соответствии с чем меняются его установки, благодаря которым у него сохраняется желание к продолжению обучения.

 

Список литературы:

  1. П. Н. Шишкоедов Общая психология: Учебное пособие. - Москва: Эксмо, 2009. - 284 с.
  2. Б. Б. Айсмонтас Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 207 с
  3. Б.Р. Мандель Педагогическая психология: Учебное пособие. - Москва: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
  4. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004.- С.151-154.