РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

RUSSIAN LEGISLATION ON THE SECURITIES MARKET

Рынок ценных бумаг – это одно из направлений финансового рынка, иными словами, рынка, который обеспечивает разбивку денежных средств между участниками экономических взаимоотношений.

Следует отметить, что в состав рынка ценных бумаг входят и кредитные отношение, и отношения совладения, которые выражаются через выход определенных документов, имеющих собственную цену и подлежащих продаже, покупке и погашению.

Если рассматривать рынок ценных бумаг с юридической стороны, то под ним понимается сумма общественных взаимоотношений, которые складываются при выпуске, размещении, обращении и погашении ряда типов ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг или фондовых инструментов может относится как к денежному рынку, так и к рынку капитала, так как ценные бумаги могут обладать разной степенью ликвидности в зависимости от своего вида. Рынок ценных бумаг обслуживает отношения, складывающиеся относительно выпуска и активного использования фондовых инструментов. Он помогает осуществлять перераспределение денежных средств между субъектами хозяйствования, а также стимулирует преобразование накоплений в инвестиции. То есть, сбережения субъектов идут на приобретение ценных бумаг, которые являются ликвидными участниками финансово-денежных отношений.

Оборот ценных бумаг позволяет решает множество задач в рамках национального финансового рынка. Он помогает концентрировать, централизовать, а также накапливать капиталы, поддерживая потребности рынка и отдельных субъектов. Оборот фондовых инструментов выполняет следующие функции:

  1. Привлечение внешних источников финансирования для коммерческих нужд. Потребности производства покрываются за счет внутренних резервов, но не полностью. Необходимые суммы добираются за счет ссудного капитала, а также инвестирования в ценные бумаги.
  2. Он позволяет получить дополнительный доход за счет использования свободных денежных средств.

Сам рынок оборота фондовых инструментов становится привлекательным для инвесторов, если обладает свойствами доходности, адекватным уровнем налогообложения, так же оценивается степень рискованности рынка и проводимых на нем операций, анализируется уровень профессионального обслуживания.

Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка. Они представляют собой документ строгой отчетности, показывающий имущественные права его обладателя. Любые операции с ценной бумагой могут проводиться только при ее наличии или подтверждении права владения.

Рынки фондовых инструментов классифицируют по различным признакам. Например, на первичном рынке обслуживаются бумаги, только что выпущенные и впервые поступившие в продажу. На вторичном действуют уже выпущенные бумаги. Здесь происходит постоянный переход права собственности от одного субъекта к другому. Фондовые рынки могут быть регулируемыми и нерегулируемыми. Первые представляют собой организованные системы, где задействованы профессиональные участники, прошедшие процедуру лицензирования. Здесь выше уровень страхования, однако, и требования, предъявляемые к новым участникам, достаточно высоки. На неорганизованных рынках могут работать любые субъекты, но все взаимодействие происходит сугубо на договорной основе.

Биржевые рынки поддерживают операции с ценными бумагами за счет работы фондовой биржи. Небиржевые рынки используют различные неофициальные площадки для осуществления финансовой деятельности. Рынки могут быть публичными или традиционными, а также компьютеризированными. Последние получили свое распространение благодаря развитию сети Интернет и повышению уровня информационной безопасности.

Фондовый рынок России является достаточно молодым. По сути, он начал свое формирование после развала Советского Союза. В 1996 году Правительством РФ был утвержден федеральный закон, регулирующий финансовую деятельность в части осуществления операций с ценными бумагами. Этот закон призван регулировать отношения, возникающие при выпуске бумаг, проведении обменных операций с фондовыми инструментами на территории Российской Федерации. Кроме того, он описывает требования, предъявляемые к профессиональным участникам рынка, утверждает их функции и обязанности, а также степень их ответственности.

Федеральным законом утверждаются принципы выпуска ценных бумаг, а также их виды, особенности совершения операций. Изменения в информационной сфере, появление виртуальных торговых площадок требуют доработок и внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Особое внимание уделяется вопросу управления фондовыми инструментами. Владельцы ценных бумаг могут выступать от своего имени, самостоятельно распоряжаясь своим имущество и неся обязательства по ним. При этом они могут воспользоваться услугами профессиональных участников, которые будут действовать от их лица и осуществлять проведение операций в зависимости от интересов владельца. Крупные предприятия часто отдают свой инвестиционный портфель в управление специальным организациям. При этом в федеральном законе прописываются обязанности, ответственность, а также принципы проведения взаимных расчетов между владельцем ценных бумаг и непосредственным исполнителем.

Рыночная система отношений предполагает активное взаимодействие с иностранными государствами по привлечению инвестиций. Это требует разработки нормативно-правовых актов, позволяющих активно использовать иностранный капитал. К сожалению, в России существует множество институциональных проблем, замедляющих процессы инвестирования. Все это снижает привлекательность внутреннего рынка для зарубежных компаний.

Все отношения на рынке фондовых инструментов России регулируются соответствующим Федеральным Законом «О рынке ценных бумаг». Главным органом, ответственным за регулирование, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Она обладает полномочиями наделять определенными функциями профессиональных участников отношений, давая им статус саморегулируемых организаций.

Помимо этого Закона, рынок ценных бумаг регулируется Гражданским кодексом, законами «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке (Банке России)», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об акционерных обществах», а также указами президента по развитию рынка ценных бумаг,

 

Регулирование рынка фондовых отношений необходимо для того, чтобы поддерживать инвестиционный интерес. Кроме того, работа рынка сказывается на всей финансовой системе страны, что требует пристального внимания со стороны государства за происходящими в нем процессами. Вся система регулирования фондового рынка в России включает в себя:

  1. Органы, осуществляющие непосредственное регулирование. Это могут быть органы государственной власти, наделенные определенными полномочиями, либо добровольные объединения профессиональных участников рынка.
  2. Процедуры регулирования и выполнение соответствующих функций.
  3. Свод законодательных и правовых норм.
  4. Этика рынка Сложившиеся традиции и обычаи.

На текущий момент регулирование рынка со стороны государства осуществляется для поддержания финансовой безопасности России. Воздействие на процессы со стороны государственной власти происходит за счет идеологической составляющей, занимающейся разработкой концепции развития рынка. Государственная власть разрабатывает и вносит изменения в соответствующее законодательство. Так же осуществляется надзор и контроль над соблюдением предписанных норм и законов. Кроме того, со стороны государства обеспечивается открытость и доступность информации для всех категорий инвесторов, а также предоставляют определенные гарантии, защищающие от риска потерь.

 

Список использованной литературы: 

1.     Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ

2. Лялин, В. А. Рынок ценных бумаг в вопросах и ответах / Лялин, В. А., Воробьев П. В., Дарушин И.А.- М.: Проспект, 2015.- 336 с.

3. Рынок ценных бумаг: учебник / под редакцией Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 463 с.

4. Николаева И.Ю. Оценка состояния и перспективы развития российского рынка ценных бумаг. [Текст]. Международный научный журнал “Символ науки”. №11- 1/2016.

5. Сизов Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка. [Текст] // Вопросы экономики, 2015 №7. – С. 26-42.