Влияние спорта на частоту дыхания у студентов

Influence of sports on students ' breathing rate

Цель работы -  выявить особенности функции внешнего дыхания  у обучающихся 4-ого курса Кировского ГМУ.

Материалы и методы исследования: Исследование проводилось на базе кафедры физической культуры Кировского ГМУ. Было обследовано 40 студентов 4  курса Кировского ГМУ. Для оценки респираторной функции организма все студенты были разделены на 2 группы: студенты, которые не занимаются профессионально спортом, и студенты-спортсмены. В каждой группе по 20 человек.  Средний возраст испытуемых 21 год.

Были определены следующие показатели: частота дыхания (ЧД), объем дыхания (ОБ), жизненная емкость легких (ЖЕЛ),  резервный объем входа (РОвд), резервный объем выдоха (РОвыд), общая емкость вдоха (ОЕвд). Показатели измеряли в спокойном состоянии и после физической нагрузки. В качестве физической нагрузки – приседания 30 раз в быстром темпе.

Результаты исследования и их обсуждение: По результатам проведенной работы было выявлено, что у студентов, которые не занимаются спортом, ЧД в нормальных условиях в среднем равна 15 раз/мин, после физической нагрузки 23 раз/мин.  У испытуемых – спортсменов в спокойном состоянии ЧД в среднем равна 11 раз/мин, после приседаний 17 раз/мин, следовательно вторая группа студентов имеет больше резервных возможностей системы дыхания в сравнении с первой.

Средние значения ЖЕЛ у обучающихся, не уделяющих время физическим занятиям, до нагрузки и после в среднем составили 2,9 л и 3,8 л соответственно. У другой группы студентов ЖЕЛ до приседаний равна в среднем 4,5 л, после нагрузки 5,3 л. Следует отметить, чем выше этот показатель, тем меньше сил требуется на работу дыхательного аппарата.

У не занимающихся спортом испытуемых МОД в спокойном состоянии в среднем составил 8,0 л, а при нагрузке 17 л. Студенты, занимающиеся же спортом, имеют МОД в покое в среднем 10 л, после приседаний 20 л. Этот показатель также свидетельствует о резервных способностях организма.

Дыхательный объем (ДО) у первой группы испытуемых (не занимающихся спортом) до и после нагрузки 0,5л и 0.6 л соответственно. У студентов-спортсменов ДО в покое 0,9л после приседаний и 1,0л.  Остальные легочные показатели (Ровд, РОвыд, ОЕвд) у не занимающихся спортом в покое и после приседаний в среднем равны 1,2л; 1,0л и 1,8л и 1,5л; 1,1л и 2,1 л соответственно. У студентов спортсменов эти объемы равны до нагрузки - 2,0л; 1,5л; 2,7л и после нагрузки – 2,2л; 2,7л; 3,3л. Исходя из этих данных, можем предположить, что физические упражнения в большей мере поспособствовали приспособлению тканей к недостатку кислорода у второй группы студентов, тем самым обеспечивая эффективную работу клеток организма при гипоксии.

По полученным результатам можно сделать вывод, что значения показателей дыхания определяют адаптационные характеристики организма, происходящие под воздействием физических нагрузок в теле спортсменов. Под воздействием спортивных упражнений повышается частота сердечных сокращений, увеличивается артериальное давление, углубляется дыхание и происходит насыщение крови кислородом в большем объеме. Поэтому у студентов, которые профессионально занимаются спортом, больше резервных возможностей, и они в большей степени адаптированы к нагрузкам.

Список литературы:

  1. Абишева З.С., Асан Г.К., Искакова У.Б., Исмагулова Т.М., Раисов Т.К., Жетписбаева Г.Д., Журунова М.С., Даутова М.Б. ОЦЕНКА ФУКНЦИОНОЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-4. – С. 503-505;
    URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8588 (дата обращения: 24.02.2020).
  2. Мохнаткина С.С., Лукина С.Ф.  ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-3.;
    URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16233 (дата обращения: 24.02.2020).
  3. Деменко А.В., Егорычева Е.В., Чернышёва И.В. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 205-205;
  4. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  5. Космолинский Ф.П. «Физическая культура и работоспособность» - М. 1983 г.