РОЛЬ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ПЕНИЯ

THE ROLE OF RESONANT TECHNIQUE IN THE SINGING PROCESS

Резонансную теорию пения (РТП) разработал профессор Московской консерватории и Института психологии РАН. В.П. Морозов. Исследования резонансного пения были начаты В.П. Морозовым в 1950-х годах, проводились под его руководством в различных лабораториях. Это плод более чем сорокалетнего опыта по научно - экспериментальному изучению резонансной природы техники пения и самого певческого голоса. Это система, которая несет в себе взаимосвязь физиологических, акустических и психологических закономерностей восприятия и образования певческого голоса, определяющие его высокие вокальные качества, за счет полной активизации резонаторов голосового аппарата [1].

В отличии от ранее существовавших теорий, говорящих о голосовых складках, дыхании, данная теория рассматривает функции резонаторов голосового аппарата во взаимодействии с функционированием дыхания и гортани. У этой теории есть практическое значение для вокальной педагогики, а также другим видам искусства и наук, где голос используется в качестве профессионального инструмента, и где актуальны эстетические качества голоса, а это разные виды публичной речи (актерская, сценическая, ораторская). Исследованиями показано, что не только исполнительское мастерство, но и резонансная техника пения, как способность грамотного использования резонансных свойств голосового аппарата, является огромным искусством, которым, к сожалению, владеет не каждый певец.

Мастера вокального искусства отдают резонансу одну из важных ролей в пении.

Дженнаро Барра (известный итальянский вокальный педагог: «У нас в пении отсутствуют секреты, прочие возможности в голосе, за исключением резонанса. Поэтому резонаторная настройка является верным механизмом голосообразования - нельзя терять не при каких ситуациях. Потеряешь резонанс, перестанешь быть певцом…» [2].

Ирина Богачева: «Голосовые связки? Надо забыть о них. Гортани нет! У певца поют резонаторы. Да! Именно резонаторы поют! Такое должно быть ощущение…» [2]

Джакомо Лауро Вольпи: «Голос, лишенный резонанса - мертворожденный и распространяться не может...» [2].

В основу вокальной педагогики положены поиски резонанса – «звукового эха». Рассмотренные выше высказывания свидетельствуют о том, что в понимании вокальных мастеров доминирующее положение занимает представление о резонансных механизмах формирования голоса, в отличии от певцов не опытных, которые основное внимание направляют на работу голосовых складок и гортани в пении. Сам термин «резонанс» в вокальной лексике появился после работ Г. Гельмгольца по резонансной теории «Речеобразования» и стал популярен. РТП объясняет и рассматривает роль резонанса, как важного фактора, определяющего эстетическое совершенство голоса певца, защиту голосового аппарата от профзаболеваний и дает рекомендации для практики и теории вокальной педагогики.

РТП рассматривает, в чем проявляется роль резонанса [3]:

1) В физиологических механизмах его формирования в голосовом аппарате певца.

2) В особенностях функционирования разнообразных частей голосового аппарата певца – дыхания – гортани – резонаторов - как системы певческого голосообразования.

3) В акустических особенностях певческого голоса.

4) В слуховом восприятии голоса как певцом, так и слушателем.

Термин «резонансное пение», так же, как и «резонансная теория пения» — это новейшие понятия, они впервые были введены в обиход В.П. Морозовым в начале 90-х при чтении лекций для вокалистов Московской Государственной Консерватории им П.И. Чайковского. Новизна термина «резонансное пение» нуждается в пояснении. Строго говоря, «нерезонансного пения», так же, как и просто «нерезонансной речи», не бывает, потому что резонаторы голосового аппарата принимают участие в формировании певческих и речевых звуков. Вместе с тем роль резонаторов в голосовом аппарате как усилителя голоса и преобразователей тембра может быть совершенно разной от минимальной до существенной, учитывая зависимость, во –первых, от природных особенностей строения резонаторов, а во – вторых , от особенностей их использования, точнее – от характера и степени активизации резонансной системы певца, чего можно достичь за счет особенностей соностройки резонаторов, то есть за счет техники голосообразования, включая и грамотную настройку диафрагматического дыхания. Таким путем, резонансное пение (резонансная техника пения) является пением с наиболее продуктивным эксплуатированием, поющим резонансных свойств голосового аппарата, чтобы получить максимальный эффект силы, «полётности звука», эстетических качеств голоса, задействуя минимальные физические усилия, чего певец достигает контролируя вибрационную чувствительность как индикатор резонанса (во взаимодействии со слухом и мышечным чувством), и грамотно поставленным диафрагматическим певческим дыханием. Иначе говоря, резонансное пение является пением с повышенным КПД голосового аппарата, на базе эксплуатации законов резонанса и психофизиологических средств самоконтроля, и усиления резонансных процессов образования голоса.

Почему же резонансы оказывают такое большое влияние на пение, почему так важно для профессионального певца развивать в себе способность управлять резонансами? Что бы грамотно и точно ответить на поставленный вопрос, мы рассмотрим все основные роли резонансов.

В известной теории резонансного пения, которую разработал профессор Московской государственной консерватории Морозов В.П., делается акцент на семь функций резонаторов [1]:

1) ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ

2) ГЕНЕРАТОРНАЯ

3) ФОНЕТИЧЕСКАЯ

4) ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

5) ЗАЩИТНАЯ

6) ИНДИКАТОРНАЯ

Необходимо отметить, что разбивка, на вышеперечисленные функции, является в основном условной, потому что все они взаимозависимы.

1) ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ функция резонаторов усиливает человеческий голос. Овладев полностью резонаторами, у певца появляется возможность озвучивания больших концертных залов, певец способен к преодолеть тесситурные трудности, без перенапряжения и сохранять голосовой аппарат здоровым и выносливым в течении долгих лет его профессиональной деятельности.

Возникает вопрос: благодаря чему резонатор может так усиливать звук? Да при этом еще не черпая совершенно никакой дополнительной энергии? Наука ответила на этот вопрос так: резонатор, являясь связующим звеном между вибратором и окружающей воздушной средой, увеличивает КПД вибратора, переводя большую энергию в звуковую форму. Наши голосовые складки сами по себе выдают очень слабый звук и большинство непрофессиональных певцов, не зная про энергетическую роль резонаторов, пытаются петь громко, напрягая всю гортань и таким образом только напрягают связки. Энергетическая функция резонаторов выражается не только в усилении звука, но и в его «полётности». Много лет проходит в упражнениях пока голос вокалиста наконец станет полётным. И важную роль здесь играет чуткость и мастерство педагога.

2) ГЕНЕРАТОРНАЯ функция резонаторов, состоит в том, что не связки, а именно резонаторы приводят к звучанию голоса. Именно в резонаторах этот слабый «звук, который издают связки, покрывается тембровыми оттенками, усиливается и приобретает «полётность».

3) ФОНЕТИЧЕСКАЯ функция резонаторов. Человеческое пение и даже человеческая речь были бы абсолютно не членораздельными и непонятными, если бы слова не были разбиты на слоги, а слоги в свою очередь не содержали бы в себе гласные звуки. Благодаря большой подвижности нашего языка, губ и нижней челюсти наш рот трансформируется в постоянно меняющийся резонатор.

4) ЭСТЕТИЧЕСКАЯ функция резонаторов. Резонаторы изменяют наш голос таким образом, что обеспечивают нашему голосу приятный на слух тембровый окрас. Вокальная педагогика во всем мире ведет борьбу за данные качества любыми способами, стремясь убрать неприятные на слух оттенки горлового, или носового тембра.

5) ЗАЩИТНАЯ функция резонаторов. Было уже упомянуто о том, как чревато и вредно «петь на связках», стараясь усилить звук голоса сугубо одним мышечным напряжением в горле. Так как певческие резонаторы обладают замечательным свойством усиливать певческий голос без какой-либо посторонней энергии, а только превращая большую часть энергозатрат певца-дыхания, мышечных усилий - в звук, можно охарактеризовать добавку в силе голоса, которая обеспечивается резонаторами. Это «даровая энергия». Освоив настройку своей резонаторной системы наилучшим образом, вокалист получает ангела-хранителя своим связкам. Так же важно отметить, что под крепкой охраной резонаторов, связки не утратят свою работоспособность даже в самой глубокой старости.

6) ИНДИКАТОРНАЯ функция резонаторов. Резонируя в полостях дыхательного тракта, звук способен вызвать у певца разные ощущения из-за сотрясения воздуха. Кстати, подобного рода чувствительность определена виброрецепторами в мышцах и особенно на внутренних слизистых оболочках. В случае если руку положить на грудь, то мы будем чувствовать дрожание грудной клетки на низких тонах, это все осуществляется при резонансе звука в трахее.

Резонанс в гайморовых трубах носовой полости свидетельствует о попадании звука в «маску». Ощущение «маски» - одно из важных ощущений для профессионального певца. Благодаря этому, в свою очередь певец может ощутить внутри себя те самые «содрогания» от резонанса, он может осуществлять управление настройкой резонаторов, добиваясь их нормальной работы.

Иными словами, человек никогда бы не научился использовать резонаторы, в случае если бы их не ощущал. Вот именно поэтому столь важна индикаторная функция резонансов.

7) АКТИВИЗИРУЮЩАЯ функция резонаторов состоит в том, что резонаторы «подстёгивают» себя сами. То есть при правильной оптимальной настройке резонаторной системы начинает оказываться стимулирующее воздействие на резонаторы, а помимо этого еще и на функционирование гортани и голосовых складок. Это событие носит часто физиологический характер и происходит на уровне рефлексов. Другими словами, однажды достигнув некоторого уровня резонанса, певец включает механизм само поддержки.

Научно-практическая сущность РТП заключается в том, что она произрастает из практики мастеров резонансного пения, научно анализирует, изучает и дает объяснение их певческому опыту (методами акустики, физиологии и психологии), акцентирует внимание на главные принципы резонансного пения и рекомендует их практике вокального искусства, как научно обоснованный путь овладения резонансной техникой.

Список литературы:

  1. Морозов В.П. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь. М.: Когито-Центр, 2013. – 440 с.
  2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Дмитриев Л. Б. – М. : Музыка, 2007. – 368 с.
  3. Варга О.И. Система резонаторов в формировании профессионального певческого голоса // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. - № 1 (4). – 2013. С. 75-82