ОБУЧЕНИЕ КАК ТРЕБОВАНИЕ БИЗНЕСА ИЛИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА

TRAINING AS A BUSINESS REQUIREMENT OR AS A FACTOR FOR INCREASING PERSONNEL ENGAGEMENT

Работодатели во всем мире каждый год вкладывают средства в развитие персонала, и пока складывается впечатление, что данное направление не сменит курс. Только ли прагматичную задачу решают работодатели, получая те знания и навыки, которые требуются бизнесу, или решают еще социально-психологическую задачу, создавая здоровую атмосферу в коллективе, повышая вовлеченность персонала? Рассмотрим данные два аспекта ниже.

Стоит отметить, что обучение и развитие персонала является одним из трендов управления персоналом по данным Джоша Берсина, основателя Bersin by Deloitte. По результатам исследования 2018 года обучение и развитие персонала разделяют второе место в рейтинге трендов в сфере человеческого капитала и составляют 86%. Это говорит о том, что на протяжении всего времени обучение персонала является приоритетным направлением деятельности компаний [1].

Серьезность отношения к корпоративному обучению подтверждается готовностью вкладывать в данное направление средства. По данным исследования о ключевых трендах в обучении персонала, которое провела компания Kontakt InterSearch Russia среди 532 респондентов (собственников и CEO, а также директоров по персоналу из разных индустрий российского бизнеса), большинство компаний выделили бюджет на обучение в 2019 году на уровне 2018 года [2].

Исследование показывает, что важность развития персонала признают собственники и акционеры бизнеса. Этому есть несколько причин. Во-первых, известно, что традиционное образование (среднее и высшее) не решает вопросов, которые стоят перед бизнесом. Помимо этого, удовлетворённость данным образованием с каждым годом все ниже. Новое поколение живет в среде доступности информации, получая знания из онлайн среды, что снижает интерес к традиционным занятиям. Подбирая сотрудников, работодатели смотрят не только на опыт и наличие знаний, но и на потенциал, понимая, что для получения наибольшей эффективности необходимо будет вложиться, в том числе обучая новичков.

Во-вторых, мы живем в мире настолько быстро меняющемся, что полученные вчера знания, сегодня могут быть не актуальными. А чтобы быть впереди конкурентов, надо всегда обладать новой информацией, привносить в бизнес что-то новое [6].

Все вышеперечисленное объясняет повышенное внимание к системе обучения и нашло отражение в данных, полученных все в том же исследовании компании Kontakt InterSearch Russia: работодатели ожидают от обучения повышения профессионализма сотрудников (76%), а также уровня прибыльности в компании (72%), что является прямым следствием первого.

Система развития персонала оказывает влияние не только на повышение уровня профессионализма сотрудников, но и на приверженность сотрудников компании. Это является вторым важным фактором, почему данная система важна – вторая сторона медали.

Многие исследования, проводимые ведущими консалтинговыми агентствами (такими как Gallup, AON HEWITT, Экопси и др.), подтверждают гипотезу о том, что вовлеченные сотрудники приносят компании больше прибыли. Если человек с удовольствием ходит на работу, то он лучше выполняет возложенные на него обязательства.

Одним из факторов, который оказывает влияние на приверженность компании и вовлеченность персонала, является удовлетворенность системой обучения и развития. Стоит отметить, что важно не просто ее наличие или отсутствие, а насколько она отвечает современным запросам сотрудников, системна и справедлива. Для того чтобы знания усваивались, а затем применялись, надо использовать методики, которые востребованы современными сотрудниками. Ведь 8 часов просто «отсиженного» тренинга – это потеря времени и денег. Поэтому при разработке учебной программы, а также выбора провайдера тренинговых услуг, помимо бюджета, стоит вопрос новых методов обучения и интерактивности формата [4].

Интерактивность в обучении стала важна, потому что новые поколения Y, Z (согласно теории поколений, созданной американскими учеными У. Штраусом и Н. Хоувом, основанной на исследованиях нескольких поколений, их ценностей и мировоззрения) более раскованы, мобильны, они свободные и творческие личности. Они предпочитают нестандартные решения и не будут молчать, если их что-то не устраивает. Нельзя не учитывать особенности этого поколения и предлагать те решения, в том числе и обучения, которые были востребованы несколько лет назад.

Объединяя все вышесказанное, можно сделать вывод, что условия для вовлечения сотрудников в процессы обучения уж созданы. Джош Берсин отметил, что технологии обучения «созрели», и теперь можно учиться даже в процессе работы. Мы видим, что развиваются «платформы знаний», развивается VR-обучение и другие умные решения. Для удовлетворения запросов работодателей и сотрудников в обучении, главное уметь воспользоваться тем, что уже наработано. Только объединяя запросы работодателя и сотрудников, можно прийти к синергетическому эффекту и сделать счастливыми и тех, и других: повышая прибыльность бизнеса и вовлеченность персонала, предоставляя новые знания в интересном формате.

 

Список литературы:

  1. HR-аналитика: принципы эффективной работы // Исследование Джоша Берсина. – сентябрь 2018.
  2. Официальный сайт KONTAKT INTERSEARCH RUSSIA [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kontakt.ru/ (дата обращения: 10.03.2020г.)
  3. Исследование: российские компании все больше заинтересованы в обучении сотрудников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.broadcasting.ru/news/issledovanie-rossijskie-kompanii-vse-bolshe-zainteresovany-v-obuchenii-sotrudnikov (дата обращения:10.03.2020г.)
  1. Why the Millions We Spend on Employee Engagement Buy Us So Little // by Jacob Morgan. – March 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://hbr.org/2017/03/why-the-millions-we-spend-on-employee-engagement-buy-us-so-little (дата обращения: 10.03.2020г.)
  2. Вовлеченность персонала, от измерения к управлению [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ecopsy.ru/publikatsii/vovlechennost-personala-ot-izmereniya-k-upravleni.html (дата обращения: 10.03.2020 г.)
  3. 10 HR-трендов 2018 по версии Джоша Берсина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/10-hr-trendov-2018-po-versii-dzhosha-bersina (дата обращения:10.03.2020г.)