СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

Под  таможенными правоотношениями понимаются, отношения  участников во время перемещения товаров через таможенную границу, которые регулируются нормами таможенного права. Процесс перемещения товаров через таможенную границу какого-либо государства осуществляется конкретными лицами. Так, субъектами таможенных правоотношений выступают конкретные участники данного процесса, а именно таможенные органы с одной стороны, и юридические или физические лица с другой стороны.

      По мнению Чернявского А. Г субъекты таможенного права — это значительное число активных участников, юридические и физические лица, которые участвуют в сложном таможенном процессе.

   Это — соответствующие уполномоченные государственные органы, общественные объединения, коммерческие организации, граждане РФ, иностранные граждане, и другие категории и виды субъектов.

        Субъекты таможенного права занимают главную роль в таможенных правоотношениях, они связаны со многими процессами, происходящими в данных отношениях.

     Рассмотрим особенности физических и юридических лиц, как субъектов таможенного права.

    Так физическое лицо обладает определённой правоспособностью и дееспособностью в правоотношениях.

     Правоспособность физического лица характеризуется его способностью иметь права и обязанности. Также необходимо обладать дееспособностью. Это говорит о том, что физическое лицо должно самостоятельно своими действиями приобретать права и обязанности, а также осуществлять их и нести за это ответственность.         

  Стоит отметить, что вопросы правоспособности и дееспособности физических лиц регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Особенность заключается в том, что иностранные граждане, в свою очередь, наделены такими же правами и обязанностями, если они решили пересечь таможенную границу Российской Федерации[1].

    Права по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу для физических лиц схожи с правами, которыми наделены юридические лица. Но в свою очередь стоить отметить, что для упрощения декларирования и прохождению таможенного контроля, необходимо указать, что ввозимый товар будет использован в личных целях. Под этим понимается использование продукции, попадающей на территорию государства, для личных, семейных и иных действий, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности[2].

   Беженцы и вынужденные переселенцы также являются субъектами таможенных правоотношений.  Согласно Федеральному закону от 28.06.1997г. № 95-ФЗ, беженцами признаются физические лица, которые не являются гражданами Российской Федерации, и которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений[3]. Вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, который вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию РФ; либо вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ[4].

   Юридические лица в свою очередь имеют определённые особенности в отличие от физических. Во-первых, они являются коллективными субъектами таможенного права.  Юридические лица оказывают услуги в таможенной сфере. Деятельность таких лиц реализуется таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и таможенными брокерами (представителями) при условии включения их в Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

   На наш взгляд, стоит отметить, что правовая база связанная с регулированием таможенных правоотношений с юридическими лицами является достаточно объемной. Так, начиная с 2001 г. было обновлено законодательство в сфере административного и таможенного права. В 2001 г. был принят КоАП РФ, а в 2003 г. – новый ТК РФ. Заложенные в основу нового ТК РФ принципы в целом корреспондируются с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. Киотской конвенции), присоединение к которой должно служить дополнительным стимулом для развития вне­шнеторговой деятельности России и, следовательно, активизации дальнейшего формирования «околотаможенной инфраструктуры», в качестве которой выступают юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного регулирования[5].

   Суммируя все вышесказанное можно сделать вывод, что субъекты таможенного права являются неотъемлемыми элементами права¸ так как они способствуют осуществлению деятельности в данной сфере. Именно их поведение регулируется нормами таможенного права и они входят в предмет данной отрасли.

 

Список литературы.

  1. Денисова М.С. Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений// Вестник таможенной академии.2015.С.34-38.
  2. Колесников Г.Г. Способы защиты интересов частных субъектов в таможенном праве //Общество и право.2016.С.237-243
  3. Бондаренко А.М. Физические лица как субъекты таможенного права//Молодой ученый. 2018.№ 49.С.110-112
  4. Киреева С.Г.Общая характеристика субъектов деятельности в сфере таможенного права// Актуальные проблемы современных общественных наук. 2014. С.139-144
  5. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ [Электронное издание] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Н.. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.