ДИСТАНЦИОННАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА: ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

REMOTE PURCHASE AND SALE: FEATURES AND BASIC PROS AND CONS

Актуальность данной темы обусловлена растущей популярностью дистанционной купли-продажи. Удобство и широкий ассортимент являются основными причинами, почему покупатели используют данный способ покупки.

Для полного понимания сути договора купли-продажи обратимся за его определением в Гражданский кодекс РФ. Так, в соответствии с п.1 ст. 454 ГК РФ – «договор купли-продажи - это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену).»[1]

За определением дистанционной купли-продажи нам нужно обратиться к Постановлению Правительства РФ от 27.09.2007 N 612  "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом". Так, в соответствии с Постановлением – «продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.»[2]

Итак, в чем все-таки особенности дистанционной купли-продажи.

Изучив определения, мы сразу же видим основное и главное отличие одного вида купли-продажи от другого, а именно – контакт продавца и покупателя. При розничной купле продаже продавец обязуется передать товар непосредственно в руки покупателю.

При дистанционной купле-продаже непосредственного личного контакта нет, а знакомству с товаром и сама покупка происходят посредством информационных источников.

Вторая особенность – форма и способ заключения договора

При дистанционной купле-продаже покупатель лишается возможности участия в формировании условий договора, так как он самостоятельно заполняет уже готовый бланк заказа, который впоследствии направляется продавцу.

По общим правилам сделка в письменной форме должна быть заключена путём составления документов, которые подлежат подписанию со стороны каждого субъекта правоотношения, либо с использованием аналогов собственноручной подписи.

Третья особенность – договор дистанционной купли-продажи считается заключенным с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар, или с момента выдачи продавцом товарного или кассового чека, либо иного документа, который подтверждает оплату.

Четвертая отличительная черта – цена. Договор дистанционной розничной купли-продажи носит публичный характер, а значит, является договором присоединения. Следовательно, покупатель не участвует непосредственно в ценообразовании по причине того, что цена устанавливается одинаковой для всех покупателей.

Пятая особенность, и одна из ключевых, - способ оплаты. Продавцы, использующие дистанционный способ приобретения товаров, применяют различные способы оплаты, для привлечения покупателей. К ним относятся:

  1. Наличный расчет - передача денежных средств непосредственно курьеру или сотруднику магазина в офисе;
  2. Банковской картой - безналичный вид расчёта;
  3. Банковским переводом - безналичный вид расчёта;
  4. Почтовым переводов- безналичный вид расчёта;
  5. Терминалы моментальной оплаты - оплата производится в уличных платёжных терминалах;
  6. SMS-платежи - оплата посредством телефонов или планшетов.
  7. Электронные деньги - безналичный вид расчёта;
  8. Наложенный платеж - товар оплачивается на почте при получении. Бонусными баллами, подарочными картами и пр. - внутренняя валюта магазина.[3]

Теперь хотелось бы выделить основные плюсы и минусы дистанционной купли-продажи. Думаю, что начать следует с плюсов.

Итак, первый плюс, который играет положительную роль больше для продавца, - отсутствие надобности в отдельном помещении для обслуживания покупателей и торговом оборудовании.[4] Как правило, интернет-продавцы используют небольшие помещения (иногда это происходит непосредственно дома у продавца) для организации работы сайта по продаже товаров, помещение в котором хранятся товары, иногда совмещая склад и офис, если это позволяет категория товара и условия его хранения. Все это ведет к меньшим затратам по аренде, а следовательно к большей прибыли, что в совокупности приводит к более низкой цене на товар.

Второй плюс – отсутствие надобности в большом количестве товара. Продавцу достаточно небольшого количества продукции, а иногда и  просто связи с производителем. Дорогостоящие товары часто минуют стадию прибытия на склад, так как продавец обращается к производителю или оптовому продавцу, который направляет товар покупателю.

Третий плюс – отсутствие надобности в большом штате персонала. Для продажи через информационные источники не требуются продавцы, грузчики, уборщицы и другие подобные работники. Для функционирования достаточно пары менеджеров, которые будут отвечать за принятие заказов и нескольких доставщиков, которые будут отправлять или развозить товар. Что, как и в первом случае, приводит к уменьшению расходов, а, следовательно, и стоимости товара.

Четвертый плюс – покупка товара происходит в любом месте, что, несомненно, экономит время и силы покупателей. А данный пункт немаловажен в наше время.

Пятый плюс – возможность покупателя легко и быстро сравнивать цены на товары и выгоду каждого из предложений, что невозможно при непосредственной покупке, так как отсутствует возможность сравнения сразу нескольких предложений идентичного товара.

Однако и в дистанционной купле-продажи существуют минусы. Главный и основной из них – непосредственная оценка товара. Покупатель заказывает товар, опираясь на фотографию, видео и описание товара продавцом, что лишает его возможности потрогать, примерить и испробовать товар непосредственно в жизни. Также к минусам можно отнести высокие риски. Иногда покупателям попадаются недобросовестные продавцы, оказывающиеся мошенниками.

Дистанционная купля-продажа набирает популярность с каждым годом. «Яндекс.Маркет» изучил покупки в интернете за несколько лет и привел данные статистики. Так, доля интернет покупателей среди всего населения России в возрасте от 16 до 55 в 2015 году составляла около 21%, а в 2019 эта цифра выросла до 42%. По данным этой статистики в основном товары приобретались с компьютера, потом уже с мобильных устройств и потом по телефону. Самой популярной категорией товаров являются мобильные телефоны, планшеты и аксессуары, а самой непопулярной – автозапчасти. Покупатели отдают предпочтение 3-м видам оплаты: 1 место занимает оплата наличными при получении, 2 место занимает предоплата картой и 3 место отдано оплате картой при получении.[5]

Таким образом, мы понимаем, что дистанционная купля-продажа, несомненно, является благом для современного общества, и, не смотря на минусы, имеет больше положительных моментов. Экономия времени, сил, возможность поиска более выгодного предложения, а также вероятность более низкой цены, приманивают покупателей. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем дистанционная купля-продажа вытеснит непосредственное приобретение и станет основным способом покупки.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. от 16.12.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 22, ст. 3040
  2. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 в ред. от 30.11.2019 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №41, ст. 4894
  3. Балтутите И.В., Гончаров А.И., Иншакова А.О. Рыженков А.Я. Нотариат: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры // Юрайт. 2018. С.419.
  4. Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». //Норма. 2007. С. 570.
  5. Статья «Развитие онлайн торговли». - Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2019/market-gfk

Literature:

  1. Civil Code of the Russian Federation (Part One) of November 30, 1994 No. 51-FZ as amended by from 16.12.2019 // Meeting of the legislation of the Russian Federation, 2019, No. 22, Art. 3040
  2. Decree of the Government of the Russian Federation of September 27, 2007 N 612 as amended. dated November 30, 2019 "On approval of the Rules for the sale of goods by remote means" // Collection of legislation of the Russian Federation, 2007, No. 41, Art. 4894
  3. Baltutite I.V., Goncharov A.I., Inshakova A.O. Ryzhenkov A.Ya. Notary: textbook and workshop for undergraduate and graduate programs // Yurait. 2018.S. 419.
  4. Parts Ya.E. Commentary on the Law of the Russian Federation “On Protection of Consumer Rights”. //Norm. 2007.S. 570.
  5. Article "Development of online trading." - Access mode: https://yandex.ru/company/researches/2019/market-gfk

 

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. от 16.12.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 22, ст. 3040

[2] Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 в ред. от 30.11.2019 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №41, ст. 4894

 

[3] Балтутите И.В., Гончаров А.И., Иншакова А.О. Рыженков А.Я.  Нотариат: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры // Юрайт. 2018. С.419.

[4] Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». //Норма. 2007. С. 570.

 

[5] Статья «Развитие онлайн торговли». - Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2019/market-gfk