КОНГРУЭНТНОСТЬ ЮНОШЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ И РОДА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

CONGRUENCE OF YOUTH PROFESSIONAL EXPECTATIONS AND TYPE OF WORK ACTIVITY

Сегодня в век  стремительного технического прогресса проблема профессионального самоопределения и профессиональной самореализации является одной из самых сложных и важных в становлении и формировании личности. Родители из года в год призывают своих детей хорошо учиться, чтобы в будущем была возможность получения высшего образования, приобретения перспективной востребованной профессии. Почему же наши желания расходятся с действительностью? Сегодня существует огромное разнообразие профессий, и определить, какая из них подходит определенному человеку, крайне сложно.  Да и современная социально-экономическая ситуация оказывает непосредственное влияние на этот процесс, формируя у молодого поколения особые черты, установки и ценности. Вхождение молодых специалистов в новую социальную структуру, поиск своего места в обществе создает необходимость нового психологического взгляда на проблему их профессиональной подготовки и самоопределения.

Не остается в стороне и высшая школа как кузница интеллектуального и духовного будущего страны – высококвалифицированных специалистов. Она меняется в ногу со временем, претерпевая взлеты и падения, успехи и неудачи. Достаточно острой остается проблема, от решения которой зависит будущее России – трудоустройство выпускников вузов, профессионального роста молодого пополнения созидателей. Начиная с 60-х годов, проблема профессионального самоопределения рассматривалась отечественными учеными как одна из основополагающих для успешного развития страны. В настоящее время изучение динамики профессиональных ориентаций выпускников, их намерений относительно избрания профессии и путей ее получения, характера реального продолжения образования и трудоустройства продолжает быть животрепещущей, требующей пристального внимания всех слоев общества.

В.Н. Шубкин изучал экономические, демографические и социально-психологические факторы, тенденции формирования и реализации жизненных планов молодежи. На этой основе им был разработан социальный прогноз реализации личностных планов молодежи [5].
Е.И. Головаха рассматривал взаимосвязь профессиональных ожиданий и профессионального самоопределения. Им были проведен сравнительный анализ ориентаций на образование и престиж профессий [2]. С психологической точки зрения понятие профессионального самоопределения разбирают В.И. Верховин, И.С. Кон, В.Ф. Сафин,
П.А. Шавир. Для К.А. Абульхановой-Славской центральным моментом самоопределения является самодетерминация личности, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. При этом автор подчеркивает, что «от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности» [1, с.32].

В процессе анализа научных источников, общения со студентами, с людьми разных профессий и разных возрастных категорий мы выявили, что существует противоречие между профессиональными планами и ориентациями молодежи и объективными требованиями, предъявляемыми обществом к современным специалистам и их личностным качествам как будущим работникам высококвалифицированного труда. Это очевидно, что юношеские профессиональные ожидания далеко не всегда конгруэнтны роду их профессиональной деятельности, что вызывает огорчение. Каковы же причины этому?

О.В. Падалко считает, что к несоответствию профессионально-квалификационной структуры кадров потребностям современного общества привели чрезмерная централизация и отсутствие планирования подготовки кадров, появление огромного количества новых  специальностей, по которым нет подготовленных профессиональных кадров, отсутствие гарантированных рабочих мест и минимальной социальной защиты для выпускников вузов. Это негативно сказывается на ценностных ориентациях людей, разрушает трудовую мотивацию [3]. Более того, сегодня высшее образование, и даже профессионализм не обеспечивают материального благополучия, приобретения высокого социального статуса. Для современного рынка труда характерны высокая степень конкуренции и напряженность. Нехватка практического опыта, знаний вызывают у выпускников вузов неуверенность в себе, страх перед профессиональной деятельностью. Наряду с этим, обществом не в полной мере используется даже существующий образовательный потенциал молодых специалистов.

Последние социологические исследований показывают, что страна несет огромные убытки по причине того, что значительная часть молодежи трудится на рабочих местах, не соответствующих их уровню подготовки. 57% начинающих специалистов с высшим образованием не находят работу по полученной специальности. 32% специалистов с высшим образованием устраиваются на рабочие специальности в связи с более высоким заработком,  9% – в связи с отсутствием соответствующих вакансий [4]. Такая ситуация способствует снижению престижа высшего образования. Это вызывает профессиональную пассивность, неудовлетворенность человека своим положением в обществе. Сегодня создалось противоречивое сочетание социальных установок молодого поколения: с одной стороны высокий уровень образовательных ориентаций, с другой – низкие оценки своего материального положения, отсутствие профессиональных и жизненных перспектив.

Возрастание интереса к выше озвученной проблеме инициировало наше исследование конгруэнтности юношеских профессиональных ожиданий и рода трудовой деятельности. Организуя исследование, мы опирались на следующие положения:

  1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение

индивида к миру профессий в целом для выделения конкретной выбранной профессии.

  1. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, социально-психологической зрелостью личности, ее потребностями в самореализации и самоактуализации.
  2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор человека с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий к личности.
  3. Неизбежность личностных изменений в процессе профессиональной деятельности, так как человек постоянно переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Анализ соотнесения юношеских профессиональных ожиданий и их реализации в конкретной трудовой деятельности показал, что в современных условиях приобрели актуальность вопросы оптимизации процессов подготовки высококвалифицированных кадров. В настоящее время это является стратегической задачей, так как удовлетворение потребности развития государственных и муниципальных органов, учреждений, предприятий возможно исключительно на основе их качественного кадрового обеспечения. Государство продолжает сохранять за собой роль главного регулятора социально-трудовых процессов в стране, поэтому  оно крайне заинтересовано в регулировании занятости населения и его участии в оптимизации рынка труда. В свою очередь, респонденты опроса (учащиеся, студенты, сотрудники различных учреждений и предприятий) считают, что человеку важно чувствовать, что он не просто «занят», а именно «работает». При этом то, насколько этот труд на самом деле результативен, имеет не столь глобальное значение, но важно, насколько он одобряем руководством,  обществом в целом, привлекателен для человека, как оценивается (в том числе и духовно), приносит ли профессия удовлетворение, является ли потребностью. Такая установка – одна из причин продолжения работы, даже когда возникают производственные трудности.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

  1. Центральной и наиболее важной для специалиста явилась социально – психологическая установка, ориентированная на труд. Труд сам по себе приносит ему больше радости и удовольствия, чем другие занятия.
  2. Ведущая карьерная ориентация представляет собой сегодня ценностную установку на созидание. Это говорит о том, что людям нравится создавать новые организации, или услуги, которые могут быть отождествлены с их возможностями и усилиями.
  3. Менее половины испытуемых реализовали свои юношеские ожидания, свои способности (35%), а относительно удовлетворены своей профессиональной деятельностью только 47% респондентов, что говорит о недостаточной эмоциональной и психологической удовлетворенности профессиональной реализацией.

Сегодня проблема профессионального самоопределения, профессиональной самореализации и профессионального становления личности стала чрезвычайно актуальной. Невозможно дать четкие рекомендации каждому человеку, как это воплотить в жизнь, как вытянуть счастливый билетик в океане профессиональных соблазнов. Однако, знания  сущности и закономерностей проявления социально-психологических факторов, особенностей их влияния на профессиональные ожидания юношества делают возможным коррекцию последних с целью продуктивного их соотнесения с родом трудовой деятельности, ее особенностями, престижностью, востребованностью.

 

Литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. –
    /К.А. Абульханова-Славская. –  М.: Мысль, 1991. – 300с.
  1. Головаха Е.И. Профессиональное самоопределение и жизненная перспектива молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. – 142 с.
  2. Падалко О.В. Молодые специалисты с высшим образованием: ожидания и реальность // Современные технологии обучения: Тезисы региональной конференции. СПб., 1996. – С.31-32.
  3. Панченко О.Л. Профессиональное трудоустройство молодых специалистов с высшим образованием в современном обществе как социальная проблема //Казанский социально-гуманитарный вестник. –2014, №2. – С. 38-40
  4. Шубкин В.Н. Образование и жизненные пути молодежи // Советская социология. – М.: Наука, 1982. – Т.2, С.142-151.