Применение вспомогательных репродуктивных технологий в российском гражданском и семейном праве. Анализ недочетов и предложения по совершенствованию.

Application of assisted reproductive technologies in Russian civil and family law. Analysis of shortcomings and suggestions for improvement.

Вспомогательные репродуктивные технологии — широкая, дискуссионная и неоднозначная тема. В России уже сложилась определенная юридическая практика по делам о применении методов репродукции. Предметы спора по своей сути разнообразны и судебные решения не похожи друг на друга. Главными причинами обращения в суд являются: отказ одиноким мужчинам или женщинам в применении ВРТ, не зарегистрированным парам органами ЗАГСа в регистрации детей, рожденными с помощью таких технологий. Также превалируют споры родителей друг с другом, с суррогатной матерью, медицинскими организациями.

Очевидным является недочет семейного и гражданского законодательств в части ВРТ. Толковать все нюансы требований и подхода к ВРТ возможно только через призму других норм, а именно конституционной, международной и здравоохранения. Добавим, что в понимании российских законов не редко требуется знание различных областей права, однако в вопросах ВРТ, мы считаем, такой разброс регулирующих процесс и результат ВРТ норм, осложняет работу многих систем: юридической, медицинской и судебной. Также мы делаем вывод, что пробелом в законодательстве является и отсутствие четкого понимания о проведении репродуктивной процедуры людям, находящимся в заключении.

В статье 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» четко обозначены граждане, имеющие право на применение ВРТ — это мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке и одинокая женщина.

При этом, Конституция РФ дает одинаковые возможности для мужчины и женщины для реализации их прав.

В незащищенном законом положении находятся люди, решившие воспользоваться услугами суррогатной матери. Родители-заказчики зависят от поведения и порядочности женщины, которая вынашивает им ребенка. Нам представляется, что методы искусственного оплодотворения являют собой сложную систему, состоящую из медицинских, юридических и биоэтических аспектов.

Необходимо обратить внимание, что на данном этапе развития медицины, законодатель должен успевать за достижениями научных работников. Кроме того, следует не забывать про нормы морали и этики.

Мы полагаем, эмбрион не может быть рассмотрен, как вещь, к которому возникают правоотношения имущественного характера. Этот довод еще раз доказывает необходимость совершенствовать российское законодательство, с учетом биоэтических нюансов.

Совершенно очевидно, что коррекции требует поведение медицинских работников и людей, решивших воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями. А именно соблюдение тщательного подхода к выбору клиники (со стороны клиента) и к оформлению информированных согласий и договоров (со стороны и клиента и клиники).

Должно полагать, что потенциальному клиенту перед процедурой необходимо проконсультироваться с юристом на предмет ясности составленного договора. Докторам необходимо убедиться в том, что клиент четко осознает ответственность и возможные последствия, к примеру, ЭКО. Здесь думается необходимым ввести пункт в соглашение между клиникой и клиентом, что согласно медицинскому заключению, психологическое здоровье пациента позволяет ему воспользоваться ВРТ.  Тем не менее, любое законодательное или организационное регулирование ВРТ не должно нарушать репродуктивное право человека.

Мы находим, что в российском законодательстве огромный пробел касается и вопросов суррогатного материнства. В частности, заключение договора, в котором четко нет определения предмета и объекта, что абсолютно логично, ведь жизнь человека и передача младенца не может рассматриваться с этой стороны. Многим исследователям из-за этого трудно назвать данный вид договора гражданско-правовым. Но, если не считать его таковым, то на него будут распространяться только нормы семейного права, что повлечет за собой вопросы о том, как рассматривать оплату услуг суррогатной матери, нюансы вознаграждения которой являются неотъемлемой частью договора.

Отмечается, что клиентам, желающими воспользоваться услугами суррогатной матери необходимо юридическое сопровождение. Во избежание мошенничества со стороны клиник, мы советуем, пользоваться услугами собственного юриста на каждом этапе вспомогательных репродуктивных процедур. В частности, для того, чтобы исключить все возможные «подводные камни» договора. Особое внимание следует обратить на то, чтобы договор был заключен до момента зачатия ребенка, иначе впоследствии данное соглашение можно будет приравнять к договору об уступке (продаже) зачатого или рожденного ребенка, что будет противоречить основам нравственности, а сделку можно в последующем признать недействительной.

Данные отношения следует рассматривать как с гражданско-правовой позиции, так и с позиции СК РФ. Однако, представляется целесообразным внести коррективы в действующее законодательство, либо подготовить отдельный законопроект «О репродукции человека в Российской Федерации, где бы четко устанавливались и упорядочивались правовые отношения между заинтересованными сторонами, определялись термины всех видов ВРТ, дана трактовка каждому из методов репродукции, были указаны медицинские показания к ним. Обязательным пунктом в данном законе следует выделить права ребенка, рожденного с помощью ВРТ и его защиту.

Назревшие изменения в законодательстве нам также видятся:

  1. Необходимо дополнить ст. 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который будет иметь следующее содержание:

 «Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокие женщина и мужчина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство".

  1. Кроме того, в пункты 8 и 10 ст. 55 данного Закона следует внести необходимость психологического обследования кандидатов в доноры или суррогатные матеря. А именно, п. 8 читается следующим образом: «При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического и психологического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных». Пункт 10 видится таким: «Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии физического и психологического здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство».
  2. Следует доработать федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Стоит облегчить процедуру регистрации младенца, рожденного от суррогатной матери для одиноких граждан. Статья должна звучать следующим образом: «Родителями ребенка, рожденного с применением методов искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, в том числе другой женщине в целях его вынашивания (суррогатной матери), могут быть записаны лица, состоящие и не состоящие в браке между собой (супруги), одинокие мужчина и женщина, давшие свое согласие в письменной форме на применение названных методов, в случае рождения у них этого ребенка».
  3. п. 3 статьи 51 СК РФ нуждается в изменении и должен быть таким: «Лица, состоящие и не состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, в соответствии с определенным соглашением о суррогатном материнстве записываются родителями ребенка.»
  4. При разрешении спора о ВРТ в судебном порядке, практикующие юристы, адвокаты и судьи должны больше информировать граждан о процедуре медиации, объясняя возможность мирного и устраивающего обе стороны урегулирования спора. Несмотря на отмеченные нами плюсы процедуры медиации, мы установили необходимость изменения ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)» от 27. 07. 2010 № 193-ФЗ касательно требований к медиаторам.

Необходимо обозначить четкие требования об образовании посредника, а именно п. 2 ст. 15:  «Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, имеющие высшее юридическое образование, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости» и  п. 1 ст. 16: «Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации».

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), ст. 19.
  2. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I. (вступила в силу для России 15.09.1990), ст. 7.
  3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ 29.01.1996, N 5, ст. 779.
  4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 28.03.2017 N 39-ФЗ (ред. от 25.04.2017), ст. 47, 48, 49, 51, 52.
  5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ 28.11.2011, N 48, ст. 20, 55.
  6. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об актах гражданского состояния" // Собрание законодательства РФ 24.11.1997, N 47, ст. 14, 17.
  7. Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ, ст. 9, 15, 16.
  8. Приказ Минздрава России от 30.08.2012 N 107н (ред. от 11.06.2015) "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2013 N 27010) // Российская газета спецвыпуск, N 78/1, 11.04.2013
  9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 февраля 2003 г. № 67 «О применении ВРТ в терапии женского и мужского бесплодия».
  10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 16 (ред. От 26. 12. 2017) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» // «Российская газета» № 110, 24.05. 2017.