ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Среди современных методов обучения иностранным языкам значительная роль отводится методу проекта как одному из интерактивных методов обучения, о чем подробно говорится в статьях Кутуевой Г.А.[1], Степаненко К.А.[2]

Большинство авторов, занимающихся исследованиями в области педагогической науки, сходятся во мнении, что самореализация обучающихся в ходе процесса освоения дисциплины обладает неоспоримой эффективностью не только в формате индивидуальной работы, но и в формате парного и группового взаимодействия студентов.

Метод проектной деятельности в сфере обучения иностранным языкам как яркий представитель личностно-ориентированной развивающей технологии напрямую связан не только с формированием навыков и умений в сфере обучения иностранным языкам, но и с вовлечением обучающихся в процесс решения познавательных задач, что способствует расширению кругозора учащихся и формированию у них социокультурной компетенции.[3]

Полученное задание по проектной деятельности с последующим докладом-презентацией перед членами своей учебной группы и преподавателем дает студенту/ам возможность приобрести навык работы с разнообразными источниками информации, в число которых входит индивидуальное консультирование специалистами той или иной области знаний (в нашем случае речь идет о запросе на индивидуальное консультирование по тематике проекта представителями компаний, а также профессорско-преподавательским составом, ведущим курсы по определенным программам и дисциплинам).

Виды проектов:

В проектной деятельности как правило выделяются три основные формата – индивидуальный, парный и групповой. В данной работе будет рассматриваться последний из вышеприведенных методов, поскольку групповая работа наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков студентов, раскрывает потенциал отдельно взятой личности, работающей в тесной взаимосвязи с другими участниками проекта, смещает акцент с руководящей роли преподавателя на самостоятельную работу с незначительным вмешательством преподавателя (в роли куратора) в сам процесс, тем самым воспитывая ответственность участников проекта за результат своего труда как перед педагогом, так и перед членами своей группы. Будучи наделенными повышенной ответственностью, студенты-участники группового проекта способны к последующему раскрытию собственного потенциала уже в рамках всей учебной деятельности.

Этапы проекта:

Как правило, процесс подготовки к проектной деятельности при обучении иностранным языкам (далее ИЯ), итогом которой должно стать публичное представление темы группой студентов,  охватывает несколько логических этапов:

  1. Выбор темы проекта из предложенного списка или тема, предложенная самим учащимся,
  2. Обсуждение темы проекта с выделением опорных моментов, языковых средств,[4]
  3. Создание плана проекта группой студентов,
  4. Распределение ролей,
  5. Стадия поиска информации, ее сбор и анализ,
  6. Подготовка и оформление проекта в Power Point,
  7. Презентация группового проекта,
  8. Итоговое обсуждение (вопросы и рефлексия класса/группы) и выводы.

 

Приведем наглядный пример групповой проектной работы студентов-бакалавров Экономического факультета второго года обучения направления «Менеджмент организаций».

На начальном этапе преподавателем была тщательно отобрана тема проекта «Особенности деятельности крупных российских или зарубежных компаний», итогом которой в конце семестра должна была стать защита-презентация выбранной студентами компании с акцентом на направление деятельности компаний, их внутренних процессах, структуре организаций, финансовой отчетности, кадровой политики и т.д.

Студенты были обеспечены учебными пособиями и преподавательскими разработками с отобранным лексико-грамматическим материалом (необходимый перечень деловой терминологии, рекомендуемые обороты и конструкции), снабжены стандартом современных требований к формату презентаций для максимально эффективного раскрытия тематики проекта (был отобран список фраз-клише, необходимые логические связки)[5], получили список рекомендуемых специалистами в данной сфере онлайн ресурсов.

В ходе подготовки проекта проводились регулярные консультирования участников проекта по содержанию и оформлению доклада-презентации.

В данной связи необходимо отметить, что на самих практических занятиях регулярно закреплялись знания в сфере экономической деятельности предприятий путем увеличения объема спецлексики по данной дисциплине методом анализа экономических статей, выполнения лексико-грамматических упражнений, просмотра видеоматериала из современных интернет-ресурсов, участия в интерактивных формах деятельности («кейсы», ролевые игры, «мозговой штурм»).[6]

Цель проекта:

Цель проекта для учащихся включала в себя несколько важных составляющих:

1.Научиться уверенно пользоваться открытыми онлайн-ресурсами для поиска и отбора информации по теме,

2.Получить более четкое представление о деятельности предприятий, как на российском, так и на зарубежном рынках,

3.Овладеть деловой терминологией и связанными с данной темой грамматическими и коммуникативными моделями,

  1. Освоить базовые принципы формата публичных выступлений,

5.Улучшить навыки межличностного общения путем активной работы в команде проекта,

6.Повысить уровень индивидуальной и групповой ответственности за проект.

Итоги:

  1. Итогом работы над проектом стали 20-минутные доклады-презентации с тщательно отобранным аутентичным материалом, оформленным в соответствии с современными требованиями, представляющие собой глубокий анализ деятельности компаний (Apple, IBM, Microsoft, РЖД, Лукойл, Сбербанк) с использованием современной терминологии, логически и грамматически корректно выстроенных высказываний.
  2. Необходимо добавить, что результатом проектной деятельности стало не только полученное языковое разнообразие в плане обогащение словаря учащихся в деловой сфере и приобретение навыков построения связной речи, но и опыт работы в команде, что является неотъемлемой составляющей должностных обязанностей сотрудников компаний, в которых студентам предстоит неоднократно проходить стажировку, обучаясь на своем факультете.
  3. Нельзя не отметить, что роль педагога-наставника была сведена к минимуму, что способствовало переносу ответственности за результат проекта на самих его участников, что может быть определено, как успешный этап в формировании личностно-ориентированного подхода в обучении.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что идея применения проектного метода оправдывает себя высокими результатами в сфере развития компетенций, а особенно коммуникативной и межкультурной компетенций.[6]

Вместе с тем, было бы неправильно изолировать метод проекта от других методов обучения иностранным языкам.

Умело интегрируя данный вид деятельности в общую систему методов и технологий обучения можно значительно повысить эффективность от учебной деятельности.

  

Использованные источники: 

  1. Деловой английский, вводный курс: учебное пособие/Е.Ю.Воякина [и др.]. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2013. – 116 с.
  2. Воякина Е.Ю. К проблеме преподавания делового английского языка как языка для специальных целей в вузе/ Воякина Е.Ю. , Королева Л.Ю.// Вопросы современной науки и практики. -2014. - № 1 (50). – с.47-55.
  3. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств: учебное пособие/Т.С. Самохина. – М.: Р.Валент, 2005. –216 с.
  4. Кутуева Г.А. Project work in teaching English/ Г.А.Кутуева, Н.Ю. Костина// Модели, системы, сети в экономике, природе и обществе. – 2013. - № 1 (5). – с.196-201.
  5. Латухина М.В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку// Молодой ученый. – 2014. - № 20. – с. 725-727 – URL https: // moluch.ru/archive/79/13974
  6. Bobyreva Natalia. Peculiarities of Teaching English as a Foreign Language to Technical Students/ Bobyreva N. // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. – 182. - PP. 104-109.
  7. Evan Frendo. How to Teach Business English / Evan Frendo. – Harlow.: Longman, 2005. – 162 p.
  8. Stepanenko K.A. Project learning method as an example of innovative technology implementation in higher school/ Stepanenko K.A. // Materials of RC “Sociosphere” conferences. – 2011. - № 8. - pp. 113-115.