АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ

TOPICAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC EDUCATION OF YOUTH

Следует отметить, что Российская Федерация как самостоятельный субъект мировой политики является достаточно молодым государством в плане исторического развития, находящимся в поиске оптимальной политико-административной системы и укрепления ее как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

В последние годы заметно понижение уровня правовой культуры и правосознания, однако происходящие перемены в российском обществе направлены на формирование гражданского общества, свойственным признаком которого является правовое государство.

Многие специалисты и ученые, среди которых и российские, описывают правовое государство как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти, также ее взаимодействия с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.

В настоящее время в юридической науке определены базисные положения о соотношении государственной власти и права в правовом государстве. Они проявляются в том, что первостепенную роль должно играть право по отношению к государству. Право, в первую очередь, должно фиксировать максимум прав и свобод граждан, координировать двустороннюю ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством, поддерживать высокий авторитет закона и обеспечивать строгое соблюдение его всеми государственными органами, общественными организациями и гражданами, должностными лицами, гарантировать плодотворную работу правоохранительных органов.

Как известно, правовое государство имеет прямую связь с экономикой страны, ее социальными, нравственными, культурными и правовыми условиями, оказывающими огромное влияние на его формирование и функционирование. К тому же, оно может сформироваться непосредственно при определенном уровне развития перечисленных социальных факторов.

Культурную основу составляет достаточно высокий уровень образования населения, знание им законодательства и способность применять право для защиты своих интересов в суде и иными законными способами.

В настоящее время страна нуждается в проводниках новой философии с новым мышлением, совершенно новой энергией созидания. Поэтому целесообразно делать ставку и ориентир на молодежь, психологически и организационно сопровождая процесс взросления и карьерный рост, как следует формируя профессиональную идентичность эффективного управленца. Об этом свидетельствуют и слова В.В. Путина: «Те, кому сегодня 15, 20, 30 лет, в 40 станут главными действующими лицами в нашей стране по реализации планов и проектов развития России, укрепления гражданского общества. Молодежь, я понимаю, – это наиболее динамичная и в то же время наиболее уязвимая часть общества» [2, 4, 9]. Необходимо выделить некоторые из преимущественно значимых положительных внешних эффектов, формируемых образовательной системой, в частности системой высшего образования:

– более качественное образование, при иных равных условиях обеспечивает увеличение вклада его носителя в производство ВВП, национального дохода;

– носители высшего образования, как правило, более законопослушны, обеспечивают относительную экономию на поддержание правопорядка, поддержание социальной стабильности общества;

– более качественное образование, прежде всего высшее, является фактором повышения международной конкурентоспособности страны, в которой это образование сформировано;

– более качественное образование, не противоречащее традициям национальной культуры, но содействующее ее развитию, способствует воспитанию патриотизма, национальной гордости носителей культуры, способствует сплоченности граждан перед лицом внешних угроз, налаживанию и развитию сотрудничества между представителями разных классов и социальных групп общества.

Экономическое образование играет главную роль в подготовке молодежи к жизнедеятельности согласно потребностям общества и, принимая участие в процессе общественного воспроизводства, является немаловажным в процессе формирования правового государства. Экономическое образование является основой формирования экономической культуры, образует основы гражданского самосознания, глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, а также формируют нравственно-ценностные мотивы экономической деятельности (мотивы социальной ответственности, творческого сотрудничества в деятельности, достижение прочного социально-профессионального статуса) [5, 6, 8]. Экономические знания определяют некоторый ключевой блок информации, необходимой каждому индивиду для жизненного функционирования общества. Для повышения качества образования сегодня требуется повысить активность профессорско-преподавательского состава.  Это достижимо, на наш взгляд, путем стимулирования научной активности преподавателей и обучающихся. В настоящее время в вузах усилена практическая направленность обучения. Это приносит положительный результат. Сегодня обучающиеся находятся в абсолютно новой информационной ситуации. Повсеместное внедрение электронных средств обучения требует активных и интерактивных методов обучения. Качество экономического образования зависит также от степени готовности участников педагогического процесса к интеграции преподавателей и студентов [3, 4].

Экономическое образование в России представлено в частности и кооперативным образованием, во главе с Российским университетом кооперации. В Башкирском кооперативном институте (филиале Российского университета кооперации) готовят выпускников к предпринимательской деятельности, в частности в форме садоводческих, огороднических и животноводческих потребительских кооперативов [1].

Таким образом, следует сделать вывод о том, что общество, значительная доля граждан которого экономически малограмотная, несет в себе многие негативные черты: увеличивается сфера теневой экономики и «заработных плат в конверте», функционируют «финансовые пирамиды», экономика развивается неконтролируемо и хаотично, бизнес болезненно воспринимает меры государства и состояние экономики, население принимает неверные экономические решения и осуществляет нерациональное экономическое поведение. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что благосостояние общества во многом зависит от уровня экономического образования и от осознания важности экономической грамотности своих граждан.

Список литературы

  1. Ахметов В.Я., Сабирова З.З., Аминова А.Р. Кооперативное образование и его роль в развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Башкортостан // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. №3 (121). С.25.
  2. Гаврилюк В.В., Голиков И.Н. // Роль молодежи в инновационном преобразовании России // Теория и практика общественного развития. 2015 №7. С. 33.
  3. Галиева Г.М., Сабирова З.З. О некоторых вопросах развития экономического образования в России // Экономика и управление: научно-практический журнал.2019.№1(145). С.130-134.
  4. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н., Шаяхметов И.Ф. Криптовалюта - новая парадигма мировой экономической системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. - Издательство БАГСУ при главе РБ. - Уфа.- 2018. - № 4(142)., С.104-108. ISSN: 2072-8697- Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35359957 (дата обращения: 04.03.2020).
  5. Нурова А.Р., Сабирова З.З., Юлдыбаев Б.Р. Развитие и проблемы создания садоводческих, огороднических и животноводческих потребительских кооперативов// Евразийский юридический журнал 2019. №11 (138), С.400-401. (дата обращения 04.03.2020)
  6. Пайдиев К.Е., Кузяшев А.Н. Профессионализм и возраст // Colloquium-journal. 2019. № 25-4 (49). С. 65-67. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41522759 (дата обращения: 04.03.2020).
  7. Сабирова З.З. Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности: автореф. … дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2004. 19 с.
  8. Решетников М.А., Кузяшев А.Н. Актуальность теории Адама Смита // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 15 (33). С. 783-785. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41579652  (дата обращения: 04.03.2020).
  9. Шакртдинова Я.В., Кузяшев А.Н., Рахматуллин Ю.Я. Вклад Фредерика Герцберга в развитие теории трудовой мотивации // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 2 (36). С. 189-191. [Электронный ресурс]. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=41803668  (дата обращения: 04.03.2020).