ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Российской Федерации, являются особо важными доходами в нашей стране. Значимость таких доходов позволяет обогащать казну Российской Федерации, планировать бюджет нашей страны. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Российской Федерации, следует выделять в отдельную группу доходов, так как такие, во-первых, имеются особенности при понимании продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности РФ, во–вторых, получение доходов от таких видов собственности является также не менее уникальный, в-третьих, оптимизация и модернизация системы получения доходов претерпевает нововведения. Актуальность выбранной темы заключается в сущности доходов от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Российской Федерации.

Анализируя нормативную базу регулирования доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, прежде всего, следует учитывать, что доходы бюджета формируются согласно бюджетному законодательству Российской Федерации, а также в соответствии с прикладным законодательством, то есть нормативными актами, которые закрепляют те или иные особенности доходов от продажи имущества, их прогнозирование, управление.

Особенности продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Продажа имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, представляет собой приватизацию государственного и муниципального имущества. Такое возмездное отчуждение должно передаваться в руки частных лиц.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приведены способы приватизации. Вышеуказанная статья приводит такие способы, как, например, преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью. Также выделяются такие способы, как продажа государственного или муниципального имущества на аукционе или конкурсе, а также посредством публичного предложения или без объявления цены. Другими способами приватизации являются продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе или по результатам доверительного управления, либо продажа таких акций (которые находятся в государственной собственности) за пределами территории РФ. Еще одним способом выделяют внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ. Как видно из указанного перечня оснований, способы очень разнообразны. Все доходы, получаемые от данных видов продаж, поступают в доходы бюджета РФ. Доходы от продажи акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней не относятся к доходам бюджетов. Средства от продажи такого имущества в соответствии со ст. 93.1, п. 1 ст. 94, п. 1 ст. 95, п. 1 ст. 96 БК РФ являются источниками финансирования дефицитов бюджетов. Такие исключения относятся именно к объектам государственного имущества, но имеются и исключения, относящиеся к статусу государственных учреждений. Такое исключение составляет движимое имущество бюджетных и автономных учреждений, а также имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Хотелось бы отметить, что такое исключение не случайно, так как связано оно именно со статусом таких органов. Не являются доходами бюджетов доходы от продажи имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Особенности имущества, принадлежащего автономным учреждениям

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» автономное учреждение – это некоммерческая организация, которая должна обладать рядом признаков. Во-первых, такая организация должна быть создана Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Во-вторых, целью создания должно являться выполнение работ, оказание услуг. В-третьих, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления являются направленностью создания автономного учреждения. В-четвертых,  сфера действия услуг и работ таких учреждений распространяется на науку, образование, здравоохранение, культуру, средства массовой информации, социальную защиту, занятость населения, физическую культуру и спорт, а также иные сферы в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Имущество, которым обладает автономное учреждение, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Автономное учреждение не может распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом без согласия учредителя.

Особенности имущества, принадлежащего государственным и унитарным предприятиям

Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях) унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая также обладает рядом признаков. Во-первых, такая организация не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Пункт 2 статьи 2 Закона об унитарных предприятиях в РФ выделяют следующие виды унитарных предприятий: федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие, которые основаны на праве хозяйственного ведения, а также выделяют федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие, которые основаны на праве оперативного управления. В соответствии со ст. 11 Закона об унитарных предприятиях имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, которое закреплено за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, доходов унитарного предприятия от его деятельности, а также иных не противоречащих законодательству источников. Недвижимое имущество, принадлежащее государственному или муниципальному предприятию, не может быть продано распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Таким образом, существуют отличия между распоряжением имущества, принадлежащего автономным учреждениям и унитарным предприятиям, а именно в первом случае нельзя распоряжаться без согласия учредителя, во втором – без согласия собственника. Само по себе право хозяйственного ведения или оперативного управления не дает возможности без ограничений распоряжаться принадлежащим им имуществом.

Нововведения в систему продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

С 1 июня 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливающие возможность проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества исключительно в электронной форме.

В этой связи:

  • устанавливается, что договор купли-продажи между продавцом и победителем торгов по продаже государственного или муниципального имущества заключается в форме электронного документа;
  • определяется порядок проведения конкурсов по продаже объектов культурного наследия в электронной форме;
  • предусматривается возможность привлечения органами государственной власти и органами местного самоуправления к торгам по продаже государственного или муниципального имущества независимых продавцов.

Перевод торгов по продаже государственного имущества полностью в электронный вид сделает торги более прозрачными. Электронные торги будут доступны большему кругу участников, что повысит конкуренцию и, как следствие, увеличит доходы бюджета.

При этом хотелось бы отметить, что реализация программы приватизации идет с отставанием от запланированных сроков, а большая часть торгов проваливается из-за отсутствия спроса. Такая проблемы, действительно, существует. И именно поэтому законодатель заинтересован в улучшении порядка продажи государственного имущества и увеличении доходности от такого вида операции.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены определенные особенности в правовом регулировании доходов от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Российской Федерации.

Во-первых, продажа имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации понимает под собой приватизацию.

Во-вторых, покупателями государственного и муниципального имущества могут быть граждане и юридические лица.

В-третьих, признавая значимость налогов, учитывая, что налоги являются основным, но не единственным видом публичных доходов, следует выделять и неналоговые доходы. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Российской Федерации, являются одним из уникальных видов неналоговых доходов нашей страны. Такие доходы, во-первых, являются значимыми, во-вторых, имеют множество особенностей, которые связаны как с объектом собственности Российской Федерации, так и с самим процессом получения дохода, а также и со статусом органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Правовая регламентация показывает, что все возможные нюансы правовой оценки того или иного объекта (источника) дохода, определить определенную процедуру и особенности регламентации получения дохода очень сложно. Сам процесс получения доходов от государственного и муниципального имущества требует определенной процедуры, которая должна быть отлажена, которая будет работать стабильно, без всяких проблем. Именно поэтому очень важен процесс администрирования публичных поступлений от государственного и муниципального имущества, который будет предусматривать и сам мониторинг, прогнозирование поступлений от государственных источников дохода. Определение объема таких поступлений очень важно для бюджетной системы Российской Федерации. Имея представление о том, сколько средств может получить государство, например, при продаже, находящегося в его собственности, можно говорить о перспективах развития экономики страны. Улучшить прогнозирование, администрирование за поступлением государственных доходов в бюджет бюджетной системы Российской Федерации можно с помощью определенных методик, которые будут работать слаженно, а также нанимая на работу квалифицированных специалистов, которые смогут отвечать за свою работу. Также одним из качественных методов улучшения администрирования за государственными поступлениями может служить контроль за администрированием. Именно контролируя ту или иную деятельность, можно добиться желаемых (улучшенных) результатов.

 

Использованные источники:

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (статьи 8, 9, 71)
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019)
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества»
  5. Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
  6. Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»
  7. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «Об автономных учреждениях»
  8. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  9. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
  10. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 21.12.2018) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»
  11. Письмо Минфина России от 17.02.2015 № 02-07-07/7349 «О разъяснении вопросов по отражению в бюджетном учете операций при реализации высвобождаемого движимого военного имущества»
  12. Письмо Минфина РФ от 22.10.2007 № 05-02-04/366 «О распределении доходов от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков»
  13. Письмо Минфина РФ от 03.03.2006 № 02-14-10а/473 «Об оперативной отчетности участников бюджетного процесса»
  14. Письмо Минфина РФ от 20.03.2002 № 03-01-01/07-106 «О распределении доходов от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены приватизированные предприятия»

Книги:

  1. Васильева Н.В. Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект: монография / под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: НОРМА, 2017. 304 с.
  2. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография / под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. 344 с.
  3. Бородин Д. А. Правовое регулирование неналоговых имущественных доходов бюджета Российской Федерации. Москва, 2012. - 168 с.
  4. Мутушев Р. М. Неналоговые доходы федерального бюджета: проблемы правового регулирования. Саратов, 2009. - 210 с.
  5. Карасев В. А. Финансово-правовое регулирование неналоговых доходов государственного бюджета Российской Федерации. Москва, 2004. - 178 с.

Статьи:

  1. Григорьева К. Ю. Финансово-правовое регулирование публичных доходов в России // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №9 (25). 2018
  2. Боженок С.Я. Формирование системы источников государственных доходов // Российский следователь. 2009. № 23. С. 27 - 29.

Монография:

  1. Внутренний финансовый контроль: аспекты администрирования неналоговых доходов публично-правовых образований в Российской Федерации: коллективная монография / под ред. Е. А. Горбашко, М. И. Канкуловой. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2018. 122 с.