ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ЗАНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

RESTRICTION OF THE RIGHT TO ENTERPRISE ACTIVITY

Конституцией РФ предоставляется возможность всем гражданам РФ, а также гражданам других стран или лицам без гражданства заниматься предпринимательством на территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Поэтому право на занятие предпринимательской деятельностью подлежит определенным ограничениям.

Ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью привлекали внимание многих ученых, однако в научной литературе нет определения понятия «ограничение права на предпринимательскую деятельность».

Вопрос ограничения прав и свобод человека и гражданина в свое время были предметом исследований П. П. Андрушко, Ю. В. Градовой, Я. А. Колинко, С. А. Кузниченко, П. М. Рабиновича, А. А. Савченко, М . В. Савчина, М. Ф. Селивона, М. И. Хавронюка.

Целью данной статьи является исследование понятия «ограничение прав человека» в целом, в частности «ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью».

В научных разработках встречается несколько подходов к толкованию понятия «ограничение прав и свобод человека».

Наиболее исчерпывающим среди них, по нашему мнению, является подход Я. А. Колинко, которая считает, что под этой категорией следует понимать «установленные законодательством пределы осуществления человеком своих прав и свобод, выражающиеся в становлении определенных запретов, ответственности, возложении дополнительных обязанностей, назначение которых заключается в обеспечении необходимого баланса между интересами личности, общества и государства для защиты ценностей, охраняемых Конституцией »[5, с. 29].

Правовой основой ограничения прав человека является всеобщее признание его общественной необходимости, существование настоятельной потребности определения границ осуществления субъективного права с учетом интересов других лиц [2, с. 23].

Установление государством ограничений определенных прав и свобод граждан, вызванное нормальным процессом функционирования и развития общества, является одним из способов регулирования границ свободы индивида в обществе.

Известно, что ограничение прав и свобод человека со стороны государства предполагает решение следующих задач:

поддержание правопорядка;

обеспечение личной безопасности;

обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства;

создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности;

учета минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан [6, с. 27].

В ст. 55 Конституции РФ отмечается, что права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных ней.

Дополнительным условием отдельных ограничений определяется военное или чрезвычайное положение с указанием срока действия этих ограничений.

При этом четко определен перечень прав, которые не могут быть ограничены ни при каких условиях.

Таким образом, главной целью ограничений является защита основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и тому подобное.

Для ограничения прав и свобод существует социальная или экономическая и политическая обусловленность.

Установленные Конституцией РФ основы для правового ограничения прав и свобод человека и гражданина является необходимым элементом в сфере правового регулирования общественных отношений [11, с. 27].

Ограничение прав человека государством должны устанавливаться не произвольно, а не интуитивно, а на основании строго указанных критериев, обеспечивающих баланс прав отдельных граждан и социальных сообществ.

Установления границ и пределов действия прав граждан - одна из наиболее сложных проблем юриспруденции.

Решая, законодатель должен иметь в виду не только существующую систему международного и национального законодательства, но и нормы морали, ментальность народа и саму сущность права [8, с. 35].

Борьба за права человека в настоящее время выражается в борьбе именно за ограничение таких прав, прежде всего за юридическое закрепление и юридическую интерпретацию этих ограничений.

Классификация последних позволяет выявить особенности социальных и других факторов, от которых напрямую зависит право реализаций на деятельность человека.

Согласно различным критериям можно выделить много разновидностей ограничений прав человека.

Наиболее распространенными из них являются по наличию или отсутствию зависимости от воли субъекта;

в зависимости от степени социальной обоснованности;

по объему прав человека, в отношении которых установлены определенные пределы;

в зависимости от «отношений» с законодательством или другими юридическими источниками;

в зависимости от юридической силы нормативного акта, в котором определены границы прав;

по характеру продолжительности (в силу) во времени и по кругу лиц, чьи права ограничены [9, с. 13-14].

Не только в РФ, но и в других европейских странах существуют ограничения прав человека.

Прежде всего, надо отметить, что большинство стран Европы придерживается позиции, согласно которой ограничению могут подлежать только некоторые права (Люксембург, Швейцария).

Пределы ограничения прав могут быть предусмотрены: конституцией (РФ) или законом (Люксембург, Швейцария).

В Люксембурге гарантированы права человека не могут быть объектом других ограничений.

Ограничения, которые могут быть установлены: при нормальном состоянии дел в стране с определенной законной целью;

при чрезвычайных ситуациях в отношении определенных прав.

Общим для всех стран является то, что ограничение прав и свобод рассматривается как исключение из общего правила о необходимости наиболее полного и эффективного их защиты.

Ограничение прав и свобод допускается только при условии, что они предусмотрены законом конкретного государства и должны соответствовать нормам международного права.

Ограничение прав и свобод человека нашли отражение во многих международно-правовых актах (в частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах).

Если сравнить положение Конституции РФ с положением вышеупомянутых нормативных актов, можно сделать вывод, что все они включают в себя одинаковые основания ограничения прав человека.

Другим основанием ограничения экономических прав является служба в вооруженных силах, полиции или администрации государства.

Сравнение свидетельствуют, что Конституция РФ имеет не больше, а даже меньше оснований ограничения прав человека и гражданина, чем упомянутые выше международные нормативные акты.

Установлено, что принципами ограничения права на занятие предпринимательской деятельностью является допустимость ограничения в соответствии с Конституцией и законами РФ;

равенство всех лиц в правоограничения;

допустимости ограничения права на предпринимательскую деятельность определенного круга лиц;

наличие судебной защиты права предпринимательской деятельности;

допустимости ограничения в случае злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерного ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции [3, с. 177].

Следует согласиться с мнением П. П. Андрушко, что в Конституции РФ говорится о праве на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом, довольно сомнительным: предпринимательская деятельность не может быть запрещена, поскольку такая деятельность в рыночном обществе социально полезна, а государством могут только устанавливаться ограничения на осуществление ее отдельных видов и / или определенными субъектами.

В ч. 2 ст. 34 Конституции РФ говорится об ограничении предпринимательской деятельности, а не о ее запрете.

Ограничения предпринимательской деятельности может быть в двух формах: 1) полное ограничение, при котором определенным лицам запрещается осуществление любых видов предпринимательской деятельности, то есть имеет место запрет осуществления ее вообще;

2) частичное ограничение, при котором не запрещается определенным лицам осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности [1, с. 16].

Из изложенного выше следует, что существует большое количество средств ограничения права на занятие предпринимательской деятельностью, одним из которых является защита конкуренции и противодействие злоупотреблением монопольным положением на рынке.

Защита прав потребителей и необходимость осуществления контроля за качеством и безопасностью продукции, всех видов услуг и работ.

Ограничения в государственном регулировании права на занятие предпринимательской деятельностью выражаются в установлении различных правовых обременений субъектов предпринимательства [3, с. 175].

Прежде всего это необходимость легитимизации субъектов предпринимательской деятельности, обязанность уплачивать налоги и сборы.

Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть зарегистрированы как предприниматели с правом осуществления соответствующего вида деятельности до истечения срока, установленного приговором суда [7, с. 11].

Также исследователь В. М. Бесчасного замечает, что: «Государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не нарушая при этом коммерческой тайны.

Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу »[6, с. 85].

Частным предпринимателям запрещается заниматься определенными видами предпринимательской деятельности (например, производством оружия, взрывчатых или ядовитых веществ, изготовлением орденов и т.п.) или такая деятельность определяется специальными разрешениями (лицензиями).

Именно для охраны прав человека, интересов общества и государства действующим законодательством РФ предусмотрена необходимость лицензии для реализации права собственности при ведении предпринимательской деятельности.

Наличии лицензии требует не любая деятельность, связанная с реализацией права на предпринимательскую деятельность, а только та, что указана в Законе РФ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Причем наблюдаются тенденции к увеличению перечня видов деятельности , требующих лицензирования.

Следует заметить, что группу субъектов права на занятие предпринимательской деятельностью наряду с физическими лицами составляют также юридические лица, олицетворяющие в себе частные интересы их основателей, которыми первично всегда являются физические лица.

Следует отметить, что сложность содержания экономических отношений, их регулирование со стороны государства требует применения многих других ограничений и запретов в предпринимательской деятельности.

Эти ограничения, как правило, не связаны с запретом отдельных видов деятельности или определением сферы государственной монополии или запретом отдельным лицам заниматься предпринимательством или состоянием экономической конкуренции, или правами потребителей.

Они в первую очередь связаны с возможностью реализации свободы договора, а именно путем установления ограничений на заключение определенных соглашений, сужение сферы диспозитивности в определении тех или иных договорных условий, например, платежных, ценовых, условий обеспечения обязательств [2, с. 225].

Возможно, многие из этих ограничений и запретов не оправданы, обусловлены переходным состоянием общества, но необходимость таких обязательных предписаний не вызывает сомнения [2, с. 55].

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Большинство исследователей не дают конкретного определения понятия «ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью», ограничиваясь лишь констатацией его признаков и функционального назначения.

Учитывая изложенные выше мнения ученых по поводу раскрытия содержания понятия «ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью», считаем необходимым предложить свой подход к определению этой категории, под которой следует понимать закрепленные Конституцией и законами РФ пределы, запреты и обременения по использованию права на непосредственное или опосредованную, самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск деятельность с целью получения дохода.

  1. Ограничение права осуществления предпринимательской деятельности устанавливается, во-первых, непосредственно Конституцией РФ во-вторых, кодексами, законами РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Список использованных источников:

  1. Андрушко П. Ограничение конституционного права на осуществление предпринимательской деятельности: границы, виды и проблемы ответственности за их нарушение / П. П. Андрушко // - 2000. - 22-28 - № 25. - С. 16-19.
  2. Бигняк А. Свобода предпринимательства и ее ограничения / В. Бигняк // Хозяйство и право. - 2006. - № 5. - С. 53-56.
  3. Гончаренко А. М. Права человека в РФ: учеб. пособие./ А. Н. Гончаренко.- М .: Знание, 2008. - 207 с.
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. пособие. для студентов вузов / В. Бесчастный. - М.: Знание, 2007. - 468 с.
  5. Конституция РФ: научно-практический комментарий / [В.Б. Аверьянов, А. В. Батанов, Ю. В. Баулин и др.]; ред .. кол. В. Я. Таций, Ю. П. Битяк, Ю. М. Грошевой и др.- X.: Право, 2003. - 808 с.
  6. Права человека и гражданина: учеб. пособие./ П. М. Рабинович, М. И.Хавронюк. - М.: Атика, 2004. - 464 с.
  7. Свечение М. Основные конституционные критерии ограничения прав человека и основных свобод / В. Свечение // Выборы и демократия.- 2008. - № 2 (16) - С. 21-28.