Теоретические аспекты формирования генерального бюджета предприятия

В современных условиях для эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия требуется соответствующая систему регулярного экономического управления, состоящая из комплекса взаимообусловленных элементов, функционирующих в единой взаимосвязи и обеспечивающих создание единой планово-контрольной среды экономического субъекта.

В качестве данной системы и выступает бюджетирование. Под бюджетирование следует понимать процесс планирования, контроля и анализа материальных и других ресурсов, потребление которых приводит к созданию продукции на предприятии в процессе осуществления им финансово-хозяйственной деятельности [1, с. 18].

Построение рациональной системы бюджетирования промышленного предприятия требует наличия четырех ключевых компонентов:

а)      теоретико-методологический компонент, объединяющий теоретическое обоснование сущностных характеристик бюджетного хозяйства на предприятия, включая в себя цели, задачи, объекты, субъекты, основные методы и элементы, функции и принципы бюджетирования.

б)      информационный компонент, ориентированный на оптимизацию информационных потоков внутри предприятия в разрезе всех осуществляемых стадий производственного процесса, а также определение элементов инструментального сопровождения всех этапов бюджетирования.

в)      управленческо-аналитический компонент, нацеленный на обеспечения формирования основы выработки эффективных управленческих решений – так называемый методологический инструментарий принятия управленческих решений.

г)       организационно-инструментальный компонент, содержащий в себе подходы к определению видового состава бюджетов, перечень их основных показателей, нуждающихся в планировании и контроле за их выполнением.

Основу бюджетирования составляет генеральный бюджет хозяйствующего субъекта, представляющий собой скоординированный план работы по всем отраслям и видам деятельности предприятия в целом. В его составе, как правило, выделяют операционный бюджет, раскрывающий показатели основной (обычной) деятельности, финансовый бюджет, включающий планирование денежных потоков и оценку финансового состояния организации, состав общего бюджета можно дополнить инвестиционным бюджетом, в котором планируются капитальные затраты и их эффективность [2, с. 122].

Структура генерального бюджета в значительной степени может отличаться в зависимости от видов хозяйственной деятельности предприятия, однако на производственных предприятиях, как правило, используется процесс формирования бюджета для производственной деятельности, представленный на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Процесс формирования и состав генерального бюджета

Подробное исследование рисунка 1 позволяет сделать вывод о том что первоначально осуществляется разработка операционных бюджетов, а лишь после этого на их основе происходит построение прочих и финансовых. В качестве фундамента для формирования всех бюджетов производственного предприятия выступает бюджет продаж, формирующийся на основе спроса и предложения на продукцию. Назначение бюджета продаж заключается в определении объема продаж в натуральном и стоимостном выражении с учетом производственных мощностей и емкости потребительского рынка [4, с. 212]. Бюджет продаж должен быть максимально объективным и обоснованным, в противном случае даже незначительные изменения запланированного объема реализации продукции могут привести к серьезным отклонениям фактических показателей основных бюджетов от их запланированного уровня.

 На основе бюджета продаж осуществляется разработка бюджета производства, позволяющего определить объем производства готовой продукции в натуральном выражении, способный в полной мере удовлетворить заявленный спрос. При его формировании учитываются запасы продукции на складах на начало и конец периода, на который формируется бюджет. При этом особая роль отводится объективным расходам, возникающим в процессе производства продукции: прямым расходам сырья и материалов и расходам на оплату труда основных рабочих. В соответствии с этим выделяются следующие виды бюджетов: бюджет прямых материальных затрат и прямых затрат труда.

Бюджет прямых материальных затрат включает в себя бюджет производственной потребности материалов и бюджет приобретения материалов. Назначение бюджета производственной потребности материалов заключается в определении потребности в материальных ресурсах в натуральном и стоимостном выражении с учетом их запаса на складах. Он является основой для формирования второго бюджета, посредством которого определяется потребность в закупках в таких же единицах измерениях.

Бюджет прямых затрат труда определяет потребность в работках, непосредственно занятых на производстве готовой продукции. Он базируется на определении затрат времени на производство готовой продукции по категориям рабочих согласно штатному расписанию с учетом прогнозируемого объема производства. На основе этих данных определяется величина фонда оплаты труда на основе действующих на предприятии нормативов.

Сущность бюджета общепроизводственных расходов заключается в расчете прочих затрат, формирующихся в деятельности производственных подразделений и обеспечивающих поддержание их функционирования в нормальном режиме. Перечень данных статей затрат зависит от роли подразделения в производстве готовой продукции.

Конечной целью разработки вышеперечисленных бюджетов является формирование бюджета себестоимости продаж, зависящего от системы калькулирования себестоимости, используемой на предприятии. Данный бюджет завершает формирование операционных бюджетов и преследует своей целью расчет себестоимости продаж, без которой не представляется возможным построение финансовых бюджетов.

Бюджет управленческих расходов определяет величину расходов организационного характера, т.е. необходимых для обеспечения управления предприятием как единого целого [4, с. 212]. Данные расходы преимущественно имеют постоянный характер, т.е. их величина не зависит от изменения объемов производства.

Бюджет коммерческих расходов составляется для определения расходов, требуемых для продажи продукции. Статьи его расходов могут иметь как постоянный, так и переменный характер. что обуславливает важность обоснованного выбора базы для расчетов.

Особенно важную роль два последних бюджета играют в хозяйствующих субъектов, имеющие систему полного калькулирования продукции, т.е. их величины оказывают существенное влияние на полную себестоимость продукции, следовательно, валовой прибыли. Составление вышеперечисленных бюджетов позволяет перейти к формированию финансовых бюджетов. Бюджетный баланс позволяет получить обобщенную характеристику финансового состояния предприятия, при этом подавляющее число его статей формируется на базе операционных бюджетов.

Необходимость разработки бюджета доходов и расходов5 обосновано потребностью в выявлении доходов и расходов хозяйствующего субъекта от хозяйственных фактов и ситуаций при разных видах деятельности (основной и прочей). Большое количество аналитических разделов данного бюджета способствует выявлению и развитию более успешных производственных и географических сегментов.

Бюджет движения денежных средств разрабатывается независимо от размеров и направлений деятельности хозяйствующего субъекта, а его цель – управление денежными потоками, оптимизация величины необходимых наличных средств. Разработка данного бюджета основывается на информации бюджетного баланса и некоторых видов операционных бюджетов.

Кроме этого в ряде хозяйствующих субъектах предусмотрено построение вспомогательных бюджетов, необходимых для определения нормативных показателей финансового развития хозяйствующих субъектов. В качестве таких бюджетов выделяются:

а)      инвестиционный бюджет – является основной для определения источников и направлений использования инвестиций хозяйствующего субъекта. Затраты по инвестициям определяются по смете на основе инвестиционных проектов;

б)      кредитный план, в котором отражаются кредиты и направления их использования, сроки и условия возврата, календарь платежей по кредитам. Показатели кредитного плана согласовываются с бюджетом доходов и расходов [3, с. 51].

Обобщая вышесказанное, отметим, что бюджетирование в условиях нестабильной внешней среды хозяйствующих субъектов является эффективной системой финансового планирования, что позволяет в значительной степени повысить эффективность деятельности.

Список использованных источников:

  1. Блажевич О. Г. Бюджетирование как составная часть финансового планирования деятельности предприятия (часть 1) / О. Г. Блажевич, В. В. Шальнева, Н. А. Кирильчук // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2017. – № 1 (38). – С. 17–29.
  2. Кондрашова О. Р. Управленческий учет и отчетность по сегментам : монография / О. Р. Кондрашова. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 236 с.
  3. Платонова Н. А. Роль управленческого учета в системе бюджетирования / Н. А. Платонова // Наука: общество, экономика, право. – 2019. – № 2. – С. 50–54.
  4. Серебрякова Т. Ю. Бухгалтерский и управленческий учет. Лабораторный практикум : учеб. пособие / Т. Ю. Серебрякова, М. В. Антонова, О. Р. Кондрашова ; под ред. Т. Ю. Серебряковой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 300 с.
  5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ [Электронный ресурс] с изм. и доп.) //Консультант Плюс: [сайт инф.-правовой компании] - [М., 2019]. – Режим доступа: http:www.comsultant/cons_doc_LAW_122855/.
  6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] с изм. и доп.) //Консультант Плюс: [сайт инф.-правовой компании] - [М., 2019]. – Режим доступа: http:www.gks.ru/.
  7. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХОЛДИНГА Храмова Е.А. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. № 11 (61). С. 115-119.