ОТ ЭКСТЕНСИВА К ИНТЕНСИВУ ИЛИ КОРОТКО О РОБОТОТЕХНИКЕ

FROM EXTENSIVE TO INTENSIVE OR SHORT ABOUT ROBOTICS

Робототехника – это основа современного технического развития. В наши дни она популярна как никогда ранее. Вследствие чего появилось множество технических средств, значительно уменьшающих порог вхождения в робототехнику. И всё, казалось бы, прекрасно, но благодаря низкому порогу вхождения данная дисциплина переходит от интенсивного пути развития к экстенсивному. И всё это приводит к тому, что каждый третий может собрать домашнюю метеостанцию прямо дома, заказав контроллер и пару датчиков. Но вот не сможет объяснить, как это всё работает, и уйти куда-то дальше никто не может. А тех, кто способен на это, становится всё меньше. Это всё приводит к тому, что тех, кого раньше называли специалистами, теперь можно назвать любителями. По возможностям они примерно равны, но вот ни выйти за грани конструктора LEGO, ни придумать что-то самостоятельно современные специалисты уже не могу. Естественно, я утрирую и всё не так плохо, однако тенденция на лицо.

         Не будем голословны. У нас есть анкетирование!

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3544-3.PNG

Какие выводы мы можем сделать, проанализировав на этот график? А такие, что поверхностные вещи, такие как «Com-port» и «Analog-port» у большинства на слуху, а вот о «Fuse» и «EEPROM» мало кто слышал. И вопрос состоит не в том «Кто работал», а в том «Кто слышал», надеюсь, разница понятна. К слову, анкетирование было проведено в рамках кафедры автоматики, робототехники и управления техническими системами, а также среди студентов первого курса высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем. А это ведь как раз те люди, которые должны увлекаться подобными вещами и даже больше, обучаться им!

Обобщим. Развитие технологий привело к упрощению обучения, отсутствию необходимости глубинного изучения многих дисциплин и, как следствие, не знание принципов работы, методов на низком уровне и как следствие, невозможность использования ресурсов в полной мере и отсутствие возможности изобретения чего-то принципиально нового. Если привести наиболее подходящую аллегорию, то получается ситуация, когда мы экскаватором лепим большие куличики в песочнице. Примерно так сейчас работает большинство. Достаточно мощные и универсальные средства большинство пользователей применяют для слишком простых задач. А ведь могли бы выжимать намного больше из этих средств.

Давайте пойдем дальше и попробуем разобраться, почему всё так получилось. И первым ответом, на мой взгляд, будет слово «Популяризация». Внедрение технологий в массы. Приведу пример.

В 2003 году Эрнандо Барраган (Hernando Barragán) в рамках учебной работы создает первоначальную версию новой программно-аппаратной платформы Wiring. Так зародилась всемирно известная компания «Arduino». Благодаря выпуску простого языка программирования, простейших для изучения плат, выпуска множества различных дополнений к ним, робототехника сделала шаг в сторону популяризации робототехники, как увлечения. Я ни в коем случае не говорю, что этот плохо. Это очень даже положительно повлияло на развитие робототехники, но у всего есть свои минусы.

Раньше, при составлении программ их тщательно проверяли и перепроверяли. Сейчас большинство действует просто методом «тыка»: «Сделаю так, если не заработает, то сделаю по-другому». И так пока не получат нужный результат. Стоит ли говорить о какой-то оптимизации кода?

Сейчас большой популярностью пользуются высокоуровневые языки программирования. Давайте взглянем на рейтинг популярности языков программирования от компании «TIOBE».

«Ассемблер» – живи! Конечно, нельзя упустить из виду, что «С++» и «С» забрались довольно высоко, но всё же, это языки, которые были направлены на облегчение написания кода, хоть и пытались максимально избежать дополнительных расходов, специфичных для высокоуровневых языков программирования.

И опять же, я не имею ничего против упрощения языков программирования, но стоит понимать, что чем проще язык программирования, тем больше ресурсов он требует. А простота привлекает!

А приводит данная тенденция к тому, что процент изобретений, базирующихся на чем-то принципиально новом, падает, по моему собственному мнению. И правда, придумать что-то новое сложно. Поэтому сейчас все заняты усовершенствованием старого. Возможно, во мне говорит мой развитый консерватизм и всё не так плохо. Давайте посмотрим.

Обратимся к закону Мура.

          Данный график описывает количество транзисторов на кристалле микропроцессора в зависимости от времени. Прогресс на лицо! А это значит, что смежные с робототехникой науки и сама робототехника развиваются и, причем в достаточно хороших темпах. Но все же. Я говорю о том, что раньше люди всё делали вручную, а теперь нам сильно помогают достижения научно-технологического прогресса, а это означает, что отдельно взятый человек не становится умнее. Да, теперь среднестатистический человек знает больше, но делает ли это его умнее? Да, он может больше, чем его предшественник, но лишь благодаря «дарам» науки.

Давайте вернёмся к робототехнике. Современным робототехникам нет никакого дела до того, как что работает. «Оно работает и уже хорошо». Я пытаюсь подвести к тому, что в условиях современного развития, ученикам следует не объяснять, как сделать, чтобы это заработало, а объяснять, как это работает и делать упор именно на этом. Следует зарождать интерес в изучении принципов работы механизмов и методов. Сейчас же я могу наблюдать тенденцию того, что требуется результат, а не понимание внутренних процессов.

Свои выводы я сделал в процессе участия в соревнованиях на прямую связанных с робототехникой, в процессе участия в различных технологических форумах и выставках, в процессе общения с другими людьми, увлекающимися робототехникой и в процессе самостоятельного изучения смежных дисциплин, а также благодаря многих другим источникам.

         Давайте подведем итоги. Что мы имеем? А имеем мы то, что можно наблюдать спад интереса к изучению глубинных методов, расточительное использование ресурсов микропроцессоров для решения простейших задач и тенденцию к получению готового продукта с лишь поверхностным знанием принципа работы данного продукта.