ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛОССАРИЯ ТЕРМИНОВ ПО РАБОТЕ С МАЛЫМИ ГРУППАМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

THE USE OF THE GLOSSARY OF TERMS FOR WORKING WITH SMALL GROUPS ON ENGLISH LESSONS AT SCHOOL

В настоящее время опытные педагоги в своей речи используют терминологический аппарат, включающий слова, значения которых трактуют порой неверно. Сталкиваясь с трудностями в определении термина, специалисты обращаются к словарям, где четко разъясняется необходимый материал.

На наш взгляд, следует создать глоссарий, цель разработки которого заключается в систематизации основных терминов, отражающих особенности коммуникации в малых группах. Данный глоссарий адресован учителям английского языка, студентам, интересующимся спецификой работы в малых группах и готовящимся к профессиональной деятельности педагога.

Глоссарий содержит 20 словарных статей, описывающих термины и терминологические сочетания из теории и методики преподавания иностранных языков, а также некоторые термины и понятия из смежных с методикой дисциплин, являющихся для нее базисными, например, лингвистики, психолингвистики, педагогики, культурологии, социологии. Включение в глоссарий терминов из разных наук расширяет область его применения, делает материал словаря полезным и для специалистов в сфере преподавания языков, и для студентов, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» и др. Составленный нами глоссарий окажется полезным при написании научных статей, подготовке к лекциям по теме «О работе в малых группах на уроках английского языка».

При отборе и толковании терминов мы исходим из понимания термина как «слова или словосочетания специального (научного) языка, создаваемого для точного выражения специальных понятий и обозначений специальных предметов» [2, с. 3]. Такое слово или словосочетание наделено качеством обозначать научное понятие, составляющее вместе с другими понятиями данной отрасли науки одну семантическую систему. Терминология в таком случае является системой понятий, закрепленных в соответствующем словесном выражении. Терминология рассматривается нами как совокупность лексических единиц естественного языка, «обозначающих понятия определенной области знаний или деятельности, стихийно складывающихся в процессе ее зарождения и развития» [31, с. 116].

При разработке глоссария терминов по работе с малыми группами на уроках английского языка были использованы определения и толкования из следующих словарей:

Collins J.W., O'Brien N.P. The Greenwood Dictionary of Education. 2nd edition. - Greenwood Press, 2011. 598 p.

English-english dictionary of psychological and pedagogical terms: для студентов 1, 2 курсов направления «Психолого-педагогическое образование» / сост.М.В.Межова. – Кемерово: Кемеров.гос.ун-т культуры и искусств. 2012, 96 с.

Family Dictionary of Education Terms. Washington State. Office of the Education Ombudsman, 2010 – 2011, 40 с.

Povey J., Walshe I. An English Teacher's Handbook of Educational Terms /

Поуви Дж., Уолш И. Учебное пособие. – 2-е издание, исправленное и

дополненное. М.: Высшая школа, 1982, 239 с.

Richards Jack C., Schmidt Richard. Longman Dictionary of Language Teaching

and Applied Linguistics. 3rd edition. - Pearson Education Ltd, 2002, 606 p.

Некоторые термины в глоссарии состоят из одного слова, например, CONFLICT, METHOD, или из словосочетания, например, СOLLABORATIVE LEARNING, SMALL-GROUP INTERACTION.

В глоссарии термины расположены в алфавитном порядке. Заголовочное слово дается полужирными прописными буквами. Термин и его толкование даются на английском языке, строчными буквами в скобках указывается перевод термина на русский язык.

Если термины представляют собой словосочетание, то их алфавитное место определяется по первому слову, например:

COMMUNICATIVE APPROACH (коммуникативный подход) n also

communicative language teaching – an approach to foreign or second language teaching which emphasizes that the goal of language learning is communicative competence and which seeks to make meaningful communication and language use a focus of all classroom activities.

COMMUNICATIVE FUNCTION (коммуникативная функция) n the extent to which a language is used in a community.

В кратком глоссарии, включающем 20 терминологических единиц, отражаются толкования лексем COMMUNICATION, METHOD), DEBATE, DISCUSSION, JIGSAW ACTIVITY, GAME, ROLE PLAY), организационных форм обучения (например, COOPERATIVE LEARNING, SMALL GROUP), психологических основ обучения, например, CONFLICT, COMMUNICATIVE BARRIER) и др.

Таким образом, разработка глоссария, включающего ключевые термины по работе в малых группах на уроках английского языка, позволит педагогам, студентам, читателям, интересующимся спецификой организации коммуникации в малых группах, систематизировать материал по исследуемой проблеме и целесообразно использовать терминологический аппарат в профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Лейчик, В.М. Терминоведение: Предмет, методы, структура. Изд.4-е. М.: Книжный дом «Либроком». 2009. 256 с.
  3. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Вышэйш. шк., 1996. 522 с.