Социальная реабилитация сотрудников внутренних дел, проходивших службу в экстремальных ситуациях

Social rehabilitation of internal Affairs officers who served in extreme situations

В соответствии с общим правилом, правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ соответственно, а организация государственной службы в субъектах РФ находится в ведении субъекта РФ. Указанные правила содержатся в ст. 72-73 Конституции РФ, а также в ч.4 ст. 2 ФЗ № 58-ФЗ.

Современный гражданский служащий обладает широкой совокупностью структурных элементов правового статуса. В частности, это права, свободы, обязанности, ограничения и запреты, а также ответственность и поощрения, которые закреплены в действующем законодательстве и, как следствие, гарантируются государством. Основы правового статуса государственного служащего закреплены в актах федерального законодательства, а также в Конституции РФ.

В данном аспекте необходимо акцентировать внимание на том, что под социальной реабилитацией понимают социально-правовой институт, состоящий из совокупности правовых норм, необходимых для решения экономических и социальных проблем.

Сотрудники органов внутренних дел традиционно являлись и являются государственными служащими. На сегодняшний день система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, правоохранительную службу и военную службу. Представляется, что государственная гражданская служба, будучи социально-правовым институтом, достаточно тесно взаимосвязана с государством и его ролью в жизни общества, а также необходима для исполнения базовых потребностей человека, общества и государства. В случае, если изменится статус государственного служащего, чиновник приобретает право на выбор условий для обеспечения пенсионными выплатами. Однако стоит отметить тот факт, что система гарантий, установленных в данном случае, мало отличаются от гарантий, которые установлены для остальных граждан нашей страны. Одновременно с этим, государственные служащие имеют набор дополнительных гарантий, которые активно способствуют повышению уровня их социальной защищенности по сравнению с иными категориями граждан.

Государственная должность является штатной единицей, имеющей юридическое оформление. Представляется, что государственная должность должна получить надлежащее закрепление в документах, имеющих официальный статус, а также иметь ряд компетенций в структуре государственных органов. Данное положение будет формировать основы такого понятия, как «государственный служащий, обладающий определенными функциональными обязанностями и правами и являющийся сотрудником государственных органов».

Что касается органов прокуратуры, то они занимают особое место в рамках системы органов государственной власти. Одновременно с этим, существуют определенные сложности в определении правового статуса данного органа, так как прокуратура обладает необходимой ей независимостью. Решая вопрос о том, можно ли отнести прокуратуру к числу правоохранительных органов, стоит учитывать определенные нюансы.  

Сегодня в органах внутренних дел широкое распространение получила программа по проведению реабилитации инвалидов в связи с военной травмой. Для достижения данной цели привлекаются возможности образовательных и лечебных учреждений МВД России, а также общественных организаций, органов местного самоуправления. Принимаются активные меры для улучшения социально-бытового положения данных лиц, а также проводятся мероприятия, повышающие эффективность социальной работы с данной категорией граждан.

Отличительной особенностью перемен, которые наблюдаются в общественной жизни нашей страны, является повышение числа экстремальных ситуаций, а также изменение их характера, равно как рост числа и видов чрезвычайных ситуаций и возрастание тяжести последствий, которые ими порождаются. В связи с этим, экстремальные ситуации сегодня нуждаются в повышенном внимании, так как последствия, которые они порождают, весьма затруднительно, а подчас невозможно нивелировать.

Социальная реабилитация сотрудников ОВД включает в себя меры, которые направлены на компенсацию ограничений, обусловленных спецификой деятельности; реализацию социальных ожиданий служащих, и в свою очередь нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности. Необходимо, чтобы льготы и привилегии, которые предоставляются государственным служащим, должны возрастать по мере служебного роста и эффективности выполняемой работы, так как именно труд руководителя характеризуется повышенной ответственностью и сложностью принятия решений.

Для оказания максимально оперативной и эффективной социально-психологической помощи рассмотренной категории граждан, а также решения проблем материально-бытового плана, за каждым нетрудоспособным членом семьи погибшего сотрудника ОВД или инвалида закрепляется психолог и сотрудник аппарата по организации воспитательной работы.

Социальные гарантии – совокупность материальных и юридических средств, обеспечивающих реализацию конституционных, социально-экономических и социально-политических прав членов общества.  Социальные гарантии государственных служащих – это система мер социального характера, направленных на обеспечение ими должностных обязанностей, охрану их здоровья, создания им достойного уровня материальной обеспеченности. Гарантии – способы, средства и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных прав в области социально – трудовых отношений.

На современном этапе развития МВД РФ, когда социальная среда характеризуются противоречивостью и сложностью, необходимо осуществлять мониторинг скорости изменений, которые наблюдаются в социально-экономическом развитии государства. Известно, что среди всех социальных льгот, государственные служащие имеют достаточно широкую совокупность льгот, которые выглядят следующим образом.

  1. Предоставление субсидий, направленных на улучшение жилищных условий и приобретение жилья;
  2. Возможность оформления направлений на лечение в государственных медицинских учреждениях на безвозмездной основе, в том числе, для лиц, вышедших на пенсию;
  3. Наличие определенных льгот в образовательной сфере, например, при повышении квалификации или при получении образования;
  4. Достойный размер пенсионного обеспечение по выслуге лет, равно как пенсионное обеспечение членов семьи погибшего государственного служащего, если смерть наступили при исполнении служебных обязанностей;
  5. Возможность получить государственную страховку в случае, если государственному служащему в рамках исполнения должностных обязанностей был причинен вред (его имуществу или здоровью);
  6. Получение социальной страховки на случай временной нетрудоспособности.

Стоит отметить, что в отличие от трудового законодательства, законодательство о гражданской службе состоит из широкой совокупности нормативных актов, которые регламентируют не только организацию гражданской службы, но и организацию социальной реабилитации государственных служащих, что является немаловажным аспектом в рассмотренном сегменте.

Социальная реабилитация гарантирует обеспечение достойного уровня жизни­ человека, включая в себя достойный уровень его материального обеспечения и доступ к культурным ценностям. В обществе на протяжении длительного времени существует конфликт интересов населения и государственных служащих, выражающийся в разрыве, в уровне доходов, а также в наличии у чиновников льгот и привилегий. Исходя из этого, отрицательно формируются ­отношения населения к государственной службе и к государственным служащим. Только существование сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих может создать условия для  закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением, где добросовестно исполняя свои должностные обязанности, служащие смогут защищать права и законные интересы человека в нашей стране.

Список использованной литературы

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Ведомости ВС СССР. – 1976. - № 17. – Ст. 291;
  2. Анисимов А.Л., Трудовые отношения и материальная ответственность работодателей и работников: учебное пособие. – М.: Деловой двор, 2011-67 с.;
  3. Байматов П.Н., Правовые основы механизма реализации конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации, монография / Н.М. Добрынин. – М.: Инфра-М, 2019-177 с.;
  4. Васильцова Л.И., Рынок социальных услуг: векторы развития и социально-экономические последствия // Дискуссия. – 2017. - № 5(79). - С.68-74;
  5. Воронов Д.В., Обеспечение социально-экономических прав сотрудников органов внутренних дел как одна из детерминант реформирования МВД России // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. - № 2. – С.38-44;
  6. Гладков Н.Г., Реализация и защита трудовых прав и свобод и законных интересов работников: настольная книга профсоюзной организации. – М.: Проспект, 2015 – 928 с.;
  7. Дедиков С.С., Пенсия, который может не быть // ЭЖ-Юрист. – 2011. - № 40. – С.1;
  8. Дмитраков А.М., К вопросу о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел и роли конституционного судопроизводства в их обеспечении // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2016. - № 1. – С.66-72;
  9. Еремина С.Н., Право человека на труд и правовые формы его реализации. – М.: Проспект, 2013 – 296 с.;
  10. Иванов В.И., О некоторых социально-финансовых гарантиях при прекращении государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Академическая мысль. – 2018. - № 2. – С.17-23;
  11. Лукинова С.А., Правовое регулирование труда в субъектах Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Проспект, 2016 – 192 с.;
  12. Лушников А.М., Трудовые права в 21 веке: современное состояние и тенденции развития: монография. – М.: Проспект, 2016 – 272 с.;
  13. Лютов Н.Л., Бондаренко Э.Н., Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров // под ред. Лютов Н.Л. – М.: Проспект, 2017-688 с.;
  14. Малахова Н.В., О некоторых вопросах социаьной защиты сотрудников полиции // Вестник экономической безопасности. – 2016. - № 3. – С.91-97;
  15. Первова И.Л., Трансформация системы социального обслуживания населения в контексте неолиберальных реформ в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2017. - № 106. - С.87-99;
  16. Смородина В.А., О некоторых аспектах проведения проверки по факту получения сотрудником органов внутренних дел увечья (ранения, травмы, контузии), либо гибели (смерти) сотрудника // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. - № 3(75). – С.49-53;
  17. Шурухнова Д.Н., Система социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, выполняющих служебные обязанности в особых условиях // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. - № 6. – С.185-189