К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ МОТИВАЦИИ

TO THE QUESTION OF THE ESSENCE OF MOTIVATION

Мотивация персонала является важным внутриорганизационным процессом организации, а также является важной функцией управления персоналом. Она помогает людям - достигать цели, повышать самоуважение, развиваться и помогать развиваться другим. Ее особенность заключается в достижении целей организации.

Для достижения целей организации руководителя необходимо эффективно использовать человеческие ресурсы. Для этого их необходимо функционально загружать, создавая им необходимые для этого условия, а также вызывать у них желание энергично выполнять эти действия.

Отсутствие системы мотивации снижает конкурентоспособность организации, а также негативно влияет на заработную плату и климат в организации.

В последние годы современные организации понимают, что в изменяющейся среде они все больше зависят от человеческого фактора, поэтому они вкладывают свой капитал в развитие трудовых ресурсов. В отличии от капитала, вложенного в производство, человеческий капитал со временем возрастает.

Система мотивация так же зависит от менталитета страны. В России руководители чаще всего уделяют внимание материальному стимулированию, в отличии от соседних государств. Например, в Европе уже давно используют социально-психологические методы стимулирования.

Побуждение персонала к работе, является именно тем, что приводит кадры к усовершенствованию своих результатов работы, а также восполнение необходимых нужд человека, которые ему нужны самому для его жизнедеятельности, или для восполнения  коллективных нужд.

Мотивация и регулирование (руководство, взаимодействие с людьми) - решающий фактор успеха в управлении предприятием.

Мотивация имеет две формы: внешняя мотивация: стимул, внутренняя мотивация - самозарождающиеся факторы, которые влияют на людей, поддерживая определенные начинания и побуждая двигаться в определенном направлении.

Поощрение достижений сотрудников мотивирует их на дельнейшие действия. Но нужно помнить, что поощрения имеют силу действия в том случаи, если они имеют ценность, а не раздаются направо и налево. Так же нужно помнить, что человек - это индивид и к каждому нужен свой подход. Стимулирование сотрудников очень важное направление, ее нельзя никак игнорировать.

       Первые теории мотивации стали появляться еще со времен Ч. Дарвина [2, 7, 8].  Сейчас таких теорий очень много. Первоначальная же концепция теории мотивация - это метод «Кнута и пряника». Основной смысл этого метода уже понятен из его названия, работаешь хорошо получаешь пряник, т.е., заработную плату, премию и другие вознаграждения, а работаешь плохо, действует метод кнута, например, лишение премии или увольнение. [1, 3, 5, 6].

В процессе развития общества руководители заметили, что материальные факторы не производят такого сильного мотивирующего эффекта, как предполагалась, это и привело к появлению теории, о том, что главный фактор, который мотивирует человека, является не материальный, а психологический.

Как же появилось понятие «мотивация»? Для этого нам нужно немного переместиться во времени.

Самые первые исследования в области менеджмента начались со школы научного управления. Она была сформирована с 1885 по 1920 годы. Школа научного управления связана с такими именами как Тейлор, супруги Гилберт, Г. Гант. В то время концепция идеи мотивации основывалась на эффективности производстве рабочего времени. Первый главный шаг был сделан Ф. Тейлором. Он заинтересовался не эффективностью работы сотрудника, а эффективностью деятельности человека. Главный вклад Тейлора было признание, что работа по управлению, это определенная специальность. Появилась концепция экономического человека, к основе концепции лежит понятие, что единственным движущем стимулом являются потребности. Генри Гант был учеником Ф. Тейлора. Он внес вклад в разработку теории лидерства. Супруги Гилберт изучали рационализацию труда рабочих. Концепция заключалась в том, чтобы с помощью рационализации труда увеличить объем выпуска продукции [4, 6].  Классическая школа управления или как еще ее называют административной, была сформирована с 1920 по 1950 годы. Принцип школы разработка подходов к совершенствованию управления организации в целом. Основоположники данной школы А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, А. Слоун. Родоначальником школы считается А. Файоль, он разделись весь рабочий процесс на пять параметров, которыми мы пользуемся по настоящее время. Это связано с планированием, организация, контроль, координация и мотивация. Многие называют А. Файоля отцом менеджмента, это выражение всегда ассоциируется именно с ним. Он выдвинул 14 принципов управления, следуя которым можно обеспечить эффективность бизнесу. На основе разработок Файоля была сформирована классическая модель организации. [4, 9].

Определенный прогресс был достигнут с появление школы человеческих отношений. Она сформировалась в 20-30-х годах 20 века. В основе школы лежала проблема решения производительности труда за счет изучения поведения человека. Основоположником школы принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что у группы рабочих, есть свои собственные системы контроля и можно воздействовать на нее через эти рычаги, тем самым улучшив результат труда. Все представители данной школы старались рассматривать организацию как социальную систему. С школой человеческих отношений связано еще одно имя, это А. Маслоу и его пирамида потребностей. В дальнейшем, все идеи школы основывались на совершенствовании методов изучении социологии и психологии. Теперь основное значение имеет стиль руководства и удовлетворенность работников работой.

Школа научного управления сформировалась в 50-е годы 20 века и существует по настоящее время. Управление связано с развитием математики, статистики и инженерных наук. Начало применения математических методов связано с именем А. Каунота. Особое место принадлежит Е. Слуцкому. Он известен разработкой теории вероятности. На основе всех идей школы была сформирована идея, управление- это не только наука, но и искусство.

Итак, современная теория мотивации началась со школы человеческих отношений. Несмотря на то, что теории мотивации еще были не созданы, но их вывод о важности социального взаимодействия позволил пересмотреть важность стимулов к труду [4, 5, 8].

Руководитель также имеет дело с внутренней и внешней мотивацией. Внутреннее вознаграждение – это сама работа, достижение результатов, самоуважение и значимость выполняемой работы. Внешняя мотивация заработная плата и продвижение по службе.

Любая потребность служит мотивом к действию. Для этого руководители должны создавать ситуации, при которых люди могут удовлетворять свои потребности. Руководитель должен помнить, что человек – это индивид и то, что важно для одного, для другого это не имеет значение. Первопричиной мотивации является побуждение к деятельности индивида и оно определяется сложнейшими показателями.  

Таким образом,  мотивация - это важная функция в процессе управления. Другими словами, мотивация - это побуждение к действию для достижения личных целей и целей организации. А человеческий ресурс - это фундамент современных подходов к мотивации сотрудников.

Список литературы

  1. Аллагулов Р.Х., Брялина Г.И., Габитов И.М., Еникеев Д.Д., Ишмухаметов Н.С., Кашаев Н.Х., Кильдибекова З.Р., Кузяшев А.Н., Полянская И.К., Сибагатуллин С.Р., Сингизова Н.Б. Экономика в 2-х томах. Том 1. Учебное пособие / Уфа, 2006. – 160 с.
  2. Барлыбаев Х.А., Гришин К.Е., Маликов Р.И., Нусратуллин В.К., Россинская Г.М., Алешкина О.В., Аллагулов Р.Х., Апокина К.В., Байкова Э.Р., Вишневская Н.Г., Габитов И.М., Ибрагимова З.Ф., Ишмухаметов Н.С., Кузяшев А.Н., Каюмова А.Ф., Нусратуллин И.В., Шарафуллина Р.Р., Еникеева Д.Д., Кашаев Н.Х. Междисциплинарные аспекты методологии экономических исследований. Монография / Уфа, Издательство: Башкирский государственный университет (Уфа). 2019. 328 с.
  3. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н., Шаяхметов И.Ф. Криптовалюта - новая парадигма мировой экономической системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. - Издательство БАГСУ при главе РБ. - Уфа.- 2018. - № 4(142)., С.104-108. ISSN: 2072-8697- Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35359957 (дата обращения: 01.03.2020).
  4. Дорофеева Л. И. Основы теории управления. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=W5c9CwAAQBAJ&pg=PA187&lpg=PA187&dq (дата обращения: 01.03.2020). 
  5. Info management. Первоначальные и современные теории мотивации. [Электронный ресурс]. URL: http://infomanagement.ru/lekciya/Pyervonachalnyye_i_sovryemyennyye_tyeori (дата обращения: 01.03.2020).
  6. Кузяшев А.Н. Экономика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим специальностям / А. Н. Кузяшев ; Восточная экономико-юридическая гуманитарная акад. (Акад. ВЭГУ). Уфа, 2011. – 360 с.  
  7. Маклаков А. Общая психология. Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/22.php  (дата обращения: 01.03.2020).
  8. Решетников М.А., Кузяшев А.Н. Актуальность теории Адама Смита // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 15 (33). С. 783-785. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41579652  (дата обращения: 01.03.2020).
  9. Шакртдинова Я.В., Кузяшев А.Н., Рахматуллин Ю.Я. Вклад Фредерика Герцберга в развитие теории трудовой мотивации // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 2 (36). С. 189-191. [Электронный ресурс]. URL:   https://elibrary.ru/item.asp?id=41803668  (дата обращения: 01.03.2020).