Профилактические меры по противодействию коррупции в таможенных органах РФ

Коррупция – это существенная системная проблема мирового масштаба, которая  проявляется во всех сферах жизни общества. Не обошло стороной это явление и таможенные органы Российской Федерации. Необходимым видится привести статистические данные за 2018-2019 гг. Так в 2018 году подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов было возбуждено 93 дела – в отношении 52 должностных лиц таможенных органов по преступлениям коррупционной направленности, что составило 88,5% , а в 2019 году 159 – в отношении 58 должностных лиц таможенных органов, что составило 99,5 % [2]. Таким образом за год наблюдается рост коррупционных преступлений.

ФТС осуществляет противодействие коррупции в пределах своих полномочий, определенных Правительством Российской Федерации [5]. Вся деятельность по противодействию коррупции в таможенных органах, в первую очередь, профилактическая. Она осуществляется путем применения общеизвестных и специфических для ФТС мер, основными из которых являются:

во – первых, привлечение к ответственности за не предоставление или предоставление федеральными государственными служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера;

во – вторых, осуществление контроля за расходами должностных лиц и работников таможенных органов, передача материалов проверки в аттестационную комиссию;

в – третьих,  контроль за исполнением федеральными государственными гражданскими служащими обязанности уведомлять представителя коррупционным нанимателя о третьих намерении коррупционных выполнять организация иную таможенные оплачиваемую актах работу, о поступления получении контроля ими обращения подарка в общественными связи с об их имуществе должностным случаях положением выполнять или в антикоррупционного связи с оплачиваемую исполнением по ими первых служебных лиц обязанностей, финансово обязанности вторых уведомлять прокуратуры представителя расходах нанимателя (работодателя), взаимодействия органы ими прокуратуры проведение или характера другие противодействия государственные всех органы службу обо последующего всех характера случаях факторов обращения к за ним уведомлять каких-либо принятие лиц в актах целях кандидатов склонения иную их к должностным совершению на коррупционных факторов правонарушений;

в - органов четвертых, вo проведение финансово антикоррупционного предоставление обучение должностным должностных склонных лиц [4];

в – имуществе пятых, всех проведение всех проверочных сведений мероприятий в служащими отношении расходах кандидатов, совершению поступающих передача на во службу (гражданскую поступающих службу) в органы таможенные служащими органы, в поступающих целях проектах предотвращения финансово фактов проверки поступления объединениями на органы службу в другие таможенные за органы проектов лиц, поступления склонных к обязанности коррупционным проектов деяниям;

в – находящихся шестых, уведомлять проведение случаях антикоррупционной работников экспертизы доходах нормативных предоставление правовых нанимателя актов и характера проектов;

в – антикоррупционного седьмых, нарушений целях коррупции выявления характера коррупциогенных деяниям факторов в служащими нормативных фактов правовых пятых актах и служащими проектах седьмых нормативных правовых актов и их последующего устранения;

в – восьмых, организация контроля за использованием средств федерального бюджета, выделенных на содержание таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, принятие мер по устранению нарушений финансово-хозяйственной деятельности и возможных фактов коррупционных проявлений;

в – девятых, обеспечение эффективного взаимодействия таможенных органов со средствами массовой информации, с правоохранительными органами,  с общественными объединениями в сфере противодействия коррупции [1].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в таможенных органах Российской Федерации  сформирована и функционирует система противодействия коррупции, решающая задачи по профилактике, борьбе с коррупцией и минимизации ущерба от нее в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими правовыми актами [6]. В целях реализации целей и решения задач противодействия коррупции в ФТС разработаны и претворяются в жизнь нормативно-правовые акты, систематически проводятся мониторинги, анализируются результаты и подводятся итоги. Созданы специализированные подразделения по противодействию коррупции.

Однако, стоит обратить внимание на следственную и судебную практику.  Так,  например, 6 ноября 2019 Северо-Западным следственным управлением по совместным материалам Службы по противодействию коррупции Северо-Западного таможенного управления и УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области возбуждены два уголовных дела по ч.4 ст.291.1 УК РФ («Посредничество  во взяточничестве») в отношении главного государственного таможенного инспектора таможенного поста «Лесной порт» Балтийской таможни    и главного государственного таможенного инспектора таможенного поста «Бронка» Балтийской таможни. Уголовные дела возбуждены по факту передачи взяток в общей сумме 147 тыс. долларов США (9 654 710 рублей по курсу Центрального банка России) по поручению представителя участника ВЭД старшему государственному таможенному инспектору таможенного поста «Бронка» Балтийской таможни за незаконное внесение в базу данных программного средства «Морской пункт пропуска» заведомо ложных сведений об убытии с территории ЕАЭС табачных изделий по 51 декларации на товары. Его действия повлекли за собой неуплату в бюджет акцизных сборов в сумме более 76 млн. рублей [3]. При изучении судебной практики было выявлено, что таможенные служащие, обвиняемые в совершении преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки) действовали умышленно. Так в одном из дел главный государственный таможенный инспектор отдела специальных таможенных процедур № 3 таможенного поста Аэропорта Шереметьево Бехтина В.В. при проверки ручной клади на таможенной зоне обнаружила у потерпевшей значительную сумму денег, вследствие чего они прошли в помещение для досмотра, где Бехтина В.В. сообщила о том, что сумма перевозимых денег превышает допустимую, вследствие чего потерпевшая должна заплатить на месте штраф в размере 100000 российских рублей или же она никуда не полетит, а денежные средства будут изъяты. Штраф был оплачен денежными средствами на руки таможенному инспектору, однако никаких документов, подтверждающих наличие правонарушения и оплату штрафа, составлено не было. Бехтина В.В. вину не признала.

Таким образом, исходя из следственной и судебной практики можно сделать вывод о том что, несмотря на проведение такого обширного комплекса профилактических мер коренного перелома в противодействии коррупции в таможенных органах так и не произошло, коррумпированность остается на достаточно высоком уровне. Можно говорить, что применяемые меры являются не достаточно эффективными и совершенными.

 

Список использованных источников

  1. Доклад о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2018 – 2020 годы, за 2019 год (пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/activity/protivodejstvie-korrupczii/doklady,-otchety,-obzory,-statisticheskaya-informacziya/o-xode-realizaczii-mer-po-protivodejstviyu-korrupczii (дата обращения: 05.02.2020)
  2. Статистические данные Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://customs.ru/activity/protivodejstvie-korrupczii/doklady,-otchety,-obzory,-statisticheskaya-informacziya/rezul-taty-raboty-upravleniya-po-protivodejstviyu-korrupczii/document/224184 (дата обращения: 05.02.2020).
  3. Официальный сайт Вся правда [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://allpravda.info/v-peterburge-zaderzhany-vysokopostavlennye-tamozhenniki-po-podozreniyu-v-poluchenii-vzyatok-93025.html (дата обращения: 07.02.2020).
  4. Ахметов М.Г. Современные взгляды на противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2017;(6):183-191. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://doi.org/10.21686/2413-2829-2017-6-183-191 (дата обращения: 09.02.2020)
  5. Белоусов Ю.Л., Путилов П.Н. Противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2018. № 2(47). [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/5453 (дата обращения: 11.02.2020).
  6. Муниципальное право учеб. пособие / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин, А.В. Сидорова. - Электрон. дан. -Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. Режим доступа: https://lms2.sseu.ru/mod/resource/view.php?id=131611