Психологические особенности памяти подростка

Память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия, операции. Успешность выполнения какой-либо более или менее сложной деятельности находится в непосредственной зависимости от того, какое количество единиц информации запоминается и воспроизводится на её этапах. Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.[2]

В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов  памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые  позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приемов, существенно расширять объем удерживаемой информации и сроки ее хранения.[2]

Память существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности.Из отечественных работ, посвященных изучению памяти, необходимо указать, прежде всего, работу Леонтьева А.Н., исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминания бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитие непосредственного и опосредованного запоминания. В обширном исследовании Зинченко П.И. сопоставлялась продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста.[1]

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для сцепления с последующими.

Память человека включает мнемические процессы: запоминание (усвоение) информации; сохранение информации; извлечение информации; воспроизведение информации.Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. [3]

Виды памяти — структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала.

Отдельные виды памяти вычисляются в соответствии с тремя основными критериями

  1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
  2. По характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную.
  3. По продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную.

В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной,  образной и словесно-логической памяти.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти.

Эмоциональная память - это память на чувства. Иногда ее называют аффективной памятью (от латинского слова “аффектус” - душевное волнение). Ей присущи некоторые особенности, что и дало основание выделить ее в самостоятельную форму. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет потому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

Образная память - это память на представление, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Центральным содержанием переходного возраста является переход от детства к взрослости. Все стороны развития в данный период – физическое развитие, умственное, нравственное, социальное развитие претерпевают  качественно новые образования. При этом появляются компоненты взрослости как результат перестройки организма, отношений со взрослыми и сверстниками, самосознания, интересов, характера учебной деятельности, морально-этических отношений.

Характерной особенностью развития памяти в подростковом возрасте является рост произвольности памяти, — все больше и больше возрастает преднамеренный характер запоминания, все чаще ставится специальная цель запомнить, сохранить, припомнить, воспроизвести. Это непосредственно связано с ростом самостоятельности в учебной деятельности школьника.

В подростковом возрасте улучшается продуктивность памяти и заметно изменяются приемы запоминания. Подросток начина­ет сознательно применять некоторые приемы запоминания и припоминания, увеличивается количество воспринимаемого материала и скорость запоминания и воспроизведения. Одним словом, наблюдаются значительные количественные изменения памяти. В запоминании материала все большее значение приобретает опосредствованное запоминание через слово. Повышается роль второй сигнальной системы, о чем свидетельствует относитель­ное увеличение количества запоминаемого абстрактного мате­риала по сравнению с конкретным.[4]

Кроме анализа психологической литературы, мы провели практическое исследование. Целью данного экспериментального психологического исследования является: выявление особенностей памяти подростков.

Методики:

  1. Методика «Диагностика опосредованной памяти»
  2. Методика на определение коэффициента логической и механической памяти

В исследовании участвовали ученики 8  класса (20 учеников, 11 мальчиков и 9 девочек)

     На первом этапе мы провели диагностику опосредованной памяти. После получения и обработки данных мы выявили у 15% - очень высокий, у 55% испытуемых высокий уровень опосредованной памяти и у 30% - средний уровень. Исходя из данных показателей, мы можем утверждать, что у детей в подростковом возрасте развивается опосредованная память.

На втором этапе нашего исследования мы провели методику на определение уровня логической и механической памяти. Мы пришли к следующим выводам: 65% испытуемых показали высокий уровень логической памяти, 35% - норму. По уровню механической памяти мы получили следующие показатели: у 25% испытуемых был выявлен высокий уровень механической памяти, у 65% - нормальный, у 10% - низкий. Исходя из этого, мы можем сделать следующий вывод: «У подростков постепенно снижается уровень механической памяти и соответственно повышаются показатели логической памяти. Это свидетельствует о том, что дети в этом возрасте делают больший акцент на запоминании путем ассоциаций, ищут взаимосвязи и отходят от заучивания, начинают рассуждать, мыслить логически.

Итак, сопоставив две методики, мы пришли к тому, что у детей 14-15 лет высокий уровень опосредованной памяти, также в процессе взросления память переходит в качественно новое состояние. Т.е. механическая память, может быть не полностью, но в значительной степени заменяется логической. Испытуемых показавших низкий уровень было сравнительно немного (10%). В основном на низкий показатель повлияла невнимательность испытуемых.

Вывод

Память – это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, получаемого органами чувств; это организация, сохранение и воспроизведение того, что было в прошлом опыте человека. В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти - психологическому и нейрофизиологическому - сейчас прибавился третий - биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти. Индивидуальные особенности памяти проявляются во времени запоминания, а также ведущем виде памяти.

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому, при этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого - становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает опосредованно, опираясь на усвоенные знаковые системы, прежде всего — речь.

Литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология. М.: 2001г.

2.Дружинин В.Н. Психология - СПб.: Питер 2005 г

3.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.Н. Возрастная и педагогическая психология - М.: Пед. общ России 2003 г.

4.Исматуллина В.И., Белова А.П., Воронин И.А., Малых С.Б. Природа индивидуальных различий пространственной рабочей памяти у детей школьного возраста//Теоретическая и экспериментальная психология.2015