АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАНИНА В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR CARRYING OUT BUSINESS ACTIVITIES WITHOUT STATE REGISTRATION OF A CITIZEN AS AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR

В Гражданском кодексе РФ предпринимательская деятельность определяется, как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.[1]

Развитие рыночной экономики и предпринимательской деятельности негативно влияют на динамику нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения. Одним из таких нарушений является осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. К ответственности за данное правонарушение привлекаются как юридические, так и физические лица, которые для осуществления предпринимательской деятельности должны обладать статусом индивидуального предпринимателя (ИП). Порядок получения статуса ИП и государственной регистрации в таком качестве установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».[2] С целью пресечения правонарушений, связанных с нарушением положений указанного Федерального закона, в российском законодательстве установлены меры ответственности за незаконное предпринимательство без государственной регистрации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, привлекаются как к административной ответственности, так и к уголовной.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации гражданина в качестве ИП предусмотрена ч. 1 ст. 14.1 КРФ об АП. Согласно диспозиции нормы, она применяется также и к юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без установленной законом государственной регистрации.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве», под осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации понимается ведение такой деятельности субъектом, которому заведомо известно, что при регистрации в установленном законом порядке были допущены нарушения, являющиеся основанием для признания регистрации недействительной.[3] В качестве таких нарушений могут выступать непредставление полного объема документов, необходимой информации.

Для привлечения лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КРФ об АП, необходимо установить факт совершения данного деяния. Для установления факта совершения административного правонарушения необходим юридический состав – объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает законодательно закрепленный порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Объективная сторона выражается в совершении предпринимательской деятельности, то есть действий, направленных на систематическое получение прибыли, без установленной законом государственной регистрации. Согласно приведенным выше положениям ПП ВС РФ № 23 от 18.11.2004, можно отметить, что субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется исключительно прямым умыслом. Однако, мнения ученных в данном вопросе неоднозначны, и некоторые отмечают, что неосторожная форма вины при совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КРФ об АП, имеет место быть. Субъектом, согласно диспозиции нормы, выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Однако, определить состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КРФ об АП, достаточно сложно, поскольку в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывается, что состав рассматриваемого в данной статье административного правонарушения будет отсутствовать в случаях осуществления предпринимательской деятельности лицом, не имеющим статуса ИП, если ряд обстоятельств (количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и иные) не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.[4] Ученые отмечают, что в таком случае необходимо обращаться к доктрине для определения систематичности, поскольку в законодательстве данное понятие не раскрывается.

Под действие ч. 1 ст. 14.1 КРФ об АП не подпадают случаи незаконной розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, поскольку за такое правонарушение ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 14.17.1 КРФ об АП.[5]

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя имеет место лишь в случае, если в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствуют сведения о приобретении статуса ИП лицом, которое эту деятельность осуществляет, либо если в ЕГРИП содержатся сведения о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.[6]

При выявлении административного правонарушения составляется протокол. Согласно положениям ст. 28.3 КРФ об АП, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.1 КФ об АП, могут составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ч. 2 ст. 28.3), должностные лица Банка России (п. 81 ч. 2 ст. 28.3). В качестве меры ответственности за совершение рассматриваемого правонарушения суд устанавливает административный штраф в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

При выявлении факта незаконной предпринимательской деятельности необходимо знать критерии, по которым происходит отграничение состава преступления ст. 171 УК РФ от соответствующего административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КРФ об АП. Главное отличие состава преступления ст. 171 УК РФ от рассматриваемого правонарушения заключается в том, что в диспозиции              нормы уголовного закона законодатель отметил последствия, к которым должно привести осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации – причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо если совершенное деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. То есть, если данные последствия отсутствуют, то физическое лицо привлекается к административной ответственности. Стоит отметить, что это преступление достаточно латентно и трудно раскрываемо.

Обобщая все вышесказанное, можем отметить, что административные правонарушения не лишены признака общественной опасности. Особенно это касается правонарушений, затрагивающих экономическую сферу. К таким правонарушениям и относится осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации гражданина как индивидуального предпринимателя, поэтому к лицам, совершившим подобные противоправные деяния, должны применяться меры ответственности.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. от 16.12.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 22, ст. 3040
  2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. от 01.01.2020 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020
  3. Постановление Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23 в ред. от 07.07.2015 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» // СПС КонсультантПлюс
  4. Постановлении Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 в ред. от 25.06.2019 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС КонсультантПлюс
  5. Попов А.В. К вопросу о составе административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КОАП РФ (незаконное предпринимательство) // Вестник Омской юридической академии. 2018. Том 15. № 2. С. 212-221.
  6. Иванова К.В. К вопросу о борьбе с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир. 2017. С. 162-169.

Literatura:

  1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja) ot 30.11.1994 № 51-FZ v red. ot 16.12.2019 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2019, № 22, st. 3040
  2. Federal'nyj zakon ot 08.08.2001 № 129-FZ v red. ot 01.01.2020 «O gosudarstvennoj registracii juridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2020
  3. Postanovlenie Plenuma VS RF ot 18.11.2004 № 23 v red. ot 07.07.2015 «O sudebnoj praktike po delam o nezakonnom predprinimatel'stve» // SPS Konsul'tantPljus
  4. Postanovlenii Plenuma VS RF ot 24.10.2006 № 18 v red. ot 25.06.2019 «O nekotoryh voprosah, voznikajushhih u sudov pri primenenii Osobennoj chasti Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah» // SPS Konsul'tantPljus
  5. Popov A.V. K voprosu o sostave administrativnogo pravonarushenija, predusmotrennogo chast'ju 1 stat'i 14.4 KOAP RF (nezakonnoe predprinimatel'stvo) // Vestnik Omskoj juridicheskoj akademii. 2018. Tom 15. № 2. S. 212-221.
  6. Ivanova K.V. K voprosu o bor'be s osushhestvleniem predprinimatel'skoj dejatel'nosti bez gosudarstvennoj registracii fizicheskogo lica v kachestve individual'nogo predprinimatelja // Problemy i puti social'no-jekonomicheskogo razvitija: gorod, region, strana, mir. 2017. S. 162-169.

 

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. от 16.12.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 22, ст. 3040

[2] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. От 01.01.2020 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2020

[3] Постановление Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23 в ред. от 07.07.2015 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» // СПС КонсультантПлюс

[4] Постановлении Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 в ред. от 25.06.2019 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС КонсультантПлюс

[5] Попов А.В. К вопросу о составе административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КОАП РФ (незаконное предпринимательство) // Вестник Омской юридической академии. 2018. Том 15. № 2. С.219. (212-221)

[6] Иванова К.В. К вопросу о борьбе с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир. 2017. С. 165. (162-169)