ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

CUSTOMS CONTROL AT THE PRESENT STAGE OF CUSTOMS CASE

На современном этапе развитие  цивилизации практически невозможно представить  без развития экономических систем государств, которые в той или иной степени участвуют в  международных отношениях. Реализацией данных отношений является  интеграция  государств в мировую экономику.  Практически все государства имеют внешнеэкономические связи, из которых могут извлекаться как положительные, так и отрицательные последствия. К последним можно отнести отток капитала за границу (в том числе незаконный), приток международного спекулятивного капитала, уклонение от уплаты обязательных платежей в бюджет и другое. Указанные проблемные моменты влияют на состояние экономической безопасности  государств.

         Обеспечением экономической безопасности в государствах  занимается целая система государственных органов. В России это – Федеральная налоговая служба России (ФНС России), Министерство внутренних дел России (МВД России), Федеральная служба безопасности России (ФСБ России), Банк России, Федеральная таможенная служба России (ФТС России) и другие.  Значительную роль при этом играют таможенные органы России, которые в соответствии с Указом  Президента РФ участвуют в обеспечении экономической безопасности  посредством выполнения возложенных на них функций  и задач [1].

         Вся деятельность  таможенных органов, в том числе и по осуществлению таможенного контроля,  прописана  и реализуется на основании  Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (далее ФЗ № 289-ФЗ) [2].

Рассматривая таможенный контроль в рамках таможенного права, следует указать, что он является одним из главных  средств практического осуществления таможенного дела  [3].

         Стандарт 6.1 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) указывает на то, что все товары, включая транспортные средства, поступающие или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами или налогами, подлежат таможенному контролю [4].

         Под таможенным контролем понимается одно из направлений таможенной политики государства, состоящее из целого комплекса мер, которые осуществляются таможенными органами в целях соблюдениями участниками таможенно-правовых отношений норм таможенного законодательства.

         Согласно  статье 322 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕЭС)   таможенный контроль может осуществляться в следующих формах: получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка [5].

         Получение объяснений, как одна из форм таможенного контроля, на наш взгляд, является демократичной формой контроля и заключается в получении сотрудниками таможенной службы от перевозчиков, декларантов, иных лиц сведений, имеющих значение для таможенного контроля. Оформляется данной объяснение по установленной законодательством форме.

         Следующая форма таможенного контроля заключается в фактической проверке сотрудниками таможенных органов товаров, транспортных средств, багажа физических лиц и т.п. Целью проверки является установление соответствия данных, указанных в таможенной декларации или иных представленных документах фактически представленным на проверку товарам, транспортным средствам, багажу физических лиц, а также установление законности перемещения указных товаров через границу.  Для ускорения проведения таможенного контроля и получения более точной информации о товарах, транспортных средствах используются технические средства таможенного контроля (далее ТСТК), среди которых: досмотровая рентгеновская техника, оптико-механические и локационные приборы, приборы контроля носителей аудио-, видеоинформации, информации на магнитных носителях и пр.  Требования и порядок применения технических средств при проведении  таможенного контроля урегулированы  Приказом Минфина России от 01.03.2019 г. № 34н «Об утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля»  [6]. Предпосылкой издания данного приказа явилось соблюдение при таможенном контроле принципа непричинения вреда здоровью граждан и их имуществу. Основан  указанный Порядок на основании законодательства государств-членов о таможенном регулировании. 

         Особое место указанный Порядок занимает  при проведении  личного таможенного досмотра физического лица (декларанта, перевозчика, их представителя, иного заинтересованного лица) (статья 329 ТК ЕЭС) [5] , так как использование технических средств при осуществлении таможенного контроля должно быть безопасным для жизни и здоровья человека, животных, растений и не должно причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

         Одной из масштабных, на наш взгляд, форм таможенного контроля, является проверка  таможенных и иных документов и (или) сведений.

Данная форма таможенного контроля заключается в изучении таких  документов как таможенная декларация, транспортные и торговые документы, на основании которых товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу. Целью поверки является  соответствие  оформленных документов установленным правилам. Данный вид проверки  может предшествовать другим формам таможенного контроля.

         В рамках проведения проверки таможенных деклараций или иных документов и сведений, у таможенных органов может возникнуть необходимость в сборе и анализе  дополнительной информации путем  направления в государственные и иные органы запросов, касающихся как товара и транспортного средства, так и декларанта.  До недавнего времени данная процедура для специалистов таможенных органов являлась трудоемкой и долгосрочной, что влияло на качество и сроки выполнения таможенным органом  своих полномочий.  С вступлением в силу с 01.01.2018 г. ТК ЕЭС и принятым 03.08.2018 г.  ФЗ № 289-ФЗ  в Российской Федерации начато реформирование системы таможенных органов в соответствии с комплексной программой развития ФТС России до 2020 г.   [7]. Реформирование на текущее время создало более благоприятные условия как для таможенных органов, так и для лиц, вступающих в таможенно-правовые отношения для перемещения через таможенные границы товаров и транспортных средств. Так, по итогам работы  Федеральной таможенной службы РФ создано 12 центров электронного декларирования (далее ЦЭДы): Приволжский, Сибирский, Уральский, Авиационный,  Северо-Кавказский, Энергетический,  Калининградский,  Акцизный Владивостокский,  Балтийский, Новороссийский,  Московский [8]. Намечено на 2020 год открытие еще  четырех ЦЭДов.

Таким образом, по предварительным подсчетам в ЦЭДах будет оформляться до 95% деклараций от общего объема. Планируется также  открыть электронные таможни, перевести всех участников внешней экономической деятельности на единый лицевой  счет (в 2018 году более 77 тысяч участников внешнеэкономической деятельности открыли единые лицевые счета), продолжить электронное взаимодействие с органами государственной власти и иными органами в рамках осуществления таможенного контроля.  

         Статьей 330 ТК ЕЭС предусмотрена такая форма таможенного контроля, как таможенный осмотр помещений и территорий. 

         Данной форме осмотра подлежат помещения таможенных складов,  магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения свободных таможенных зон. При этом в указанных помещениях  должны находиться  товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.  На практике данная форма таможенного контроля  выражается в визуальном осмотре  находящихся в помещениях товаров или транспортных средств с  целью  выяснения необходимости в проведении в отношении их других форм таможенного контроля или отсутствия таковой.

         Кроме   осмотра  помещений и территорий, ТК ЕЭС  предусмотрена и такая форма таможенного контроля, как  таможенный осмотр (статья 327) [5]. Проводится он таможенными органами  в отношении транспортных средств, багажа, таможенных печатей и пломб. При этом вскрытия емкостей, нарушения целостности упаковки товара, разборки и демонтажа объектов не допускается. Результаты проведения осмотра (сведения о товаре, наличие на товаре пломб и печатей) оформляются составлением акта таможенного осмотра.

         Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров является, по нашему мнению, для российской таможенной службы  одной из наиболее перспективных мер обеспечения соблюдения таможенного законодательства.  Данной форме таможенного контроля посвящена статья 331 ТК ЕЭС «Таможенная проверка». Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной или выездной таможенной проверки. При этом проверяются сведения, содержащиеся в представленных документах с данными бухгалтерского учета и отчетности, с другой информацией, имеющейся или полученной таможенными органами в ходе проверки.

         Проверке могут подлежать как декларант, так и перевозчик, лицо, осуществляющее временное хранение товара, лицо, в отношении которого имеется информация о наличии у него товаров в нарушении международных договоров и актов, а также лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела. Полный перечень лиц, подлежащих таможенной проверке, установлен статьей 331 ТК ЕЭС.

         При проведении таможенной проверки, специалисты таможенной службы могут по результатам проверки принять  решение, одним из видов которого является решение  о назначении таможенной экспертизы товара. Порядок проведения данного вида экспертизы урегулирован Приказом Федеральной таможенной службы от 16.01.2019 г. № 34 «Об утверждении порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы» [9]. При установлении в ходе таможенной проверки  признаков административного правонарушения  или преступления  таможенными органами принимаются  меры  в соответствии с действующим законодательством. 

         Статистика  результатов таможенного контроля  после выпуска товаров  указывает на то, что в 2018 году  сумма взысканных платежей выросла на 93 %, а количество таможенных проверок уменьшилось вдвое. Эксперты связывают  данные результаты с вступлением в силу нового таможенного законодательства.

         Подводя итог, можно отметить, что в целом все формы таможенного контроля, объединенные в одно из направлений деятельности таможенной службы можно назвать эффективными, так как с каждым годом уменьшается количество случаев нарушения действующего законодательства. Однако, принятие дополнительных нормативных актов в рамках реализации  таможенных правоотношений в 2019 году (более 150), а также  разработка и вступление в силу в 2020 году новых документов, указывает на несовершенство законодательной базы по таможенному делу.  

 

 

         БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // [электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс – режим доступа: http://www/.consultant/ru//
  2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ // [электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс – режим доступа: http://www/.consultant/ru//
  3. Таможенный контроль [Электронное издание]: учебн. Пособие для студентов вузов/С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. – Самара: Изд-во самар. гос. экон. ун-та, 2018.
  4. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // [электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс – режим доступа: http://www/.consultant/ru//
  5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.01.2017 г. № 317-ФЗ) // [электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс – режим доступа: http://www/.consultant/ru//
  6. Приказ Минфина России от 01.03.2019 г. № 34н «Об утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» // [электронный ресурс] режим доступа: http://ivo/garant.ru//
  7. Приказ Федеральной таможенной службы России от 27.06.2017 N 1065 (ред. от 29.08.2018) "О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года" // [электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс – режим доступа: http://www/.consultant/ru//
  8. Итоги работы ФТС и планы на будущее: коротко о главном – Мнение эксперта // [электронный ресурс]– режим доступа: https://www.alta.ru/ed/
  9. Приказ Федеральной таможенной службы от 16.01.2019 г. № 34 «Об утверждении порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы» // [электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс – режим доступа: http://www/.consultant/ru//