ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

Государственно-властная деятельность, выражающаяся в осуществлении полномочий органов исполнительной власти посредством осуществления определенных действий и принятия решений, в известной степени затрагивает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

В этой связи, для обеспечения баланса интересов на законодательном уровне закономерно гарантируется право на обжалование соответствующих решений. Обозначенное обстоятельство в полной мере справедливо и применительно к характеристике деятельности таможенных органов, наделенных компетенцией по вынесению актов, связанных с реализацией прав субъектов таможенных правоотношений [1, с. 9].

Одним из наиболее актуальных вопросов развития современного законодательства, выступает решение задачи по укреплению законности в сфере административной ответственности, правовое регулирование которой как в общем, так и в сфере таможенного дела, справедливо признается в юридической доктрине в качестве эффективного механизма, обеспечивающего возможность цивилизованного противодействия разного рода нарушениям существующего порядка [2, с.97].

При этом такого рода обеспечение законности в сфере административной ответственности представляется невозможным не только без предоставления необходимых и достаточных полномочий таможенным органам и их должностным лицам, но и без обеспечения гражданам и юридическим лицам гарантий отмены незаконных и необоснованных решений о привлечении их к административной ответственности.

Иными словами, как обоснованно подчеркивается в специальной литературе, право на обжалование действий и решений таможенных органов и их должностных лиц, в том числе, в органах судебной власти, следует признавать в качестве одной из базовых черт демократического правового государства [3, с.20].

Анализ специальных источников позволяет сделать вывод о том, что обжалование действий и решений в общем виде представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов правовых отношений [4, с. 60].

Важным процедурным признаком стадии пересмотра постановлений об административных правонарушений следует назвать факультативность рассматриваемой стадии, поскольку она может отсутствовать в том случае, если ни одним из лиц, которым законом предоставлено соответствующее право, постановление по делу об административном правонарушении не будет обжаловано [5, с. 177].

При этом в теории административного права стадия пересмотра постановлений как проверка их законности и обоснованности выделяется наряду с такими стадиями как административное расследование, направленное на возбуждение дела, установление фактических обстоятельств произошедшего и процессуальное оформление результатов, рассмотрение дела по существу, а также исполнение принятого решения о привлечении к административной ответственности [6, с. 212].

На уровне нормативно-правового регулирования возможность обжалования постановлений об административной ответственности в таможенной сфере установлена в «Таможенном кодексе ЕАЭС» (далее ТК ЕЭС), основной целью которого прямо признается обеспечение единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе. Так, анализ содержания названного документа позволяет выявить ряд нормативно-правовых положений, устанавливающих общие для всех государств-участников Таможенного кодекса положения об административной ответственности за нарушение законодательства в сфере таможенного дела.

При этом важной особенностью выступает то, что непосредственная процедура производства по привлечению к ответственности за нарушение названных правил в соответствии с нормой ст. 348 ТК ЕЭС регламентируется положениями национального законодательства стран таможенного союза [7]. В этой связи  вопрос обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере должен проводиться исходя из анализа содержания действующего административного законодательства РФ.

Прежде всего, следует отметить, что нормой ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ определен состав субъектов, уполномоченных на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях, в числе которых прямо указаны вышестоящий орган или должностное лицо, а также районный суд по месту рассмотрения дела.

При этом во избежание коллизий и неоднократного обжалования одного и того же постановления, законодателем прямо предусмотрено правило, в соответствии с которым при одновременном поступлении жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) и в суд, жалоба рассматривается судом.

Кроме того, важной процессуальной особенностью обжалования постановлений об административных правонарушениях в таможенной сфере выступает то, что постановления о привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности в связи с совершением правонарушений, связанных экономической деятельностью таких субъектов, обжалуются в арбитражный суд по правилам Абрбитражного процессуального кодекса РФ.

В свою очередь, право на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях, исходя из норм КоАП РФ гарантируется лицам, участвовавшим в производстве по делу, включая само лицо, в отношении которого велось производство, потерпевшего, его законных представителей и адвокатов.

С точки зрения процедуры оспаривания и обжалования постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности также следует отметить, что заинтересованное лицо, (чаще всего – лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения), в первую очередь заявляет о своем несогласии с действиями таможенного органа и выставляет требование о признании соответствующего постановления незаконным, лишив его

юридической силы.

В этой связи, в качестве задач юрисдикционных органов при оспаривании постановлений об административных правонарушений в таможенной сфере следует выделять:

  1. Разрешение вопроса о правомерности акта о привлечении к административной ответственности, вынесенного уполномоченным субъектом;
  2. Определение законности требований таможенного органа и лица, предположительно виновного в совершении правонарушения;
  3. Установление факта наличия или отсутствия самого административного правонарушения, а также вида и меры административной ответственности, предусмотренных действующим законодательством;
  4. Проверка соблюдения процедуры вынесения постановления об административном правонарушении [8, с. 4].

Так, например, нормой ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за указание декларантом или иным уполномоченным субъектом недостоверных сведений, которые послужили или могли послужить в качестве основания  освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, а равно для занижения их размера или неприменения установленных запретов и ограничений. При этом Высший Арбитражный Суд в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 обратил внимание судебных органов на то, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к ответственности по ст. 16.2 КоАП необходимо учитывать, что моментом окончания правонарушения является момент регистрации таможенным органом таможенной декларации [9]. Справедливость данного вывода в условиях действующего таможенного законодательства обуславливается тем, что в соответствии с нормой ч.8 ст. 111 ТК ЕЭС, таможенная декларация признается документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение именно с момента ее регистрации.

Таким образом, проверка законности и обоснованности постановлений о привлечении к административной ответственности в таможенной сфере предполагает не только оценку соответствия действий должностных лиц таможенных органов действующей процедуре привлечения к ответственности, но и правильность применения материальных норм таможенного законодательства.

Список литературы:

  1. Хлуднева А.С. Административное обжалование как способ обеспечения гарантий прав и свобод граждан в сфере таможенных правоотношений // А.С. Хлуднева. – Таможенное дело. – 2019. – № 3. – 192 с.
  2. Серков П.П. Понятие административной ответственности // П.П. Серков. – Закон. – 2018. – № 8. – 527 с.
  3. Сазонов В.Е. Разрешение таможенных споров в Российской Федерации: автореф. дис. ... кандидата юридических наук / В.Е. Сазонов. – Москва, 2018. – 210 с.
  4. Долгопят А.О. Некоторые вопросы реализации принципа законности на стадиях обжалования (опротестования) постановления по делу об административном правонарушении // А.О. Долгопят. – Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2018. – № 1 (23). – 418 с.
  5. Алексеева М.В. Особенности судебного и внесудебного обжалования постановлений по делам о нарушении таможенных правил // М.В. Алексеева, А.В. Богучарсков. – Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. – Пенза: Наука и просвещение, 2018. – 180 с.
  6. Дуженко С.В. Стадии производства по делам о нарушении таможенных правил // С.В. Дуженко. – Проблемы законности. – 2019. – № 125. – 730 с.
  7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // [Электронный ресурс]: Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/ (Дата обращения: 04.02.2020 г.).
  8. Матвеева О.В. Рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов по делам об административных правонарушениях (на примере дел с участием таможенных органов): автореф. Дис. … кандидата юридических наук / О.В. Матвеева. – Москва, 2018. – 261 с.
  9. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 (ред. от 12.05.2016) «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» // СПС «Консультант плюс».
  10. Таможенный контроль [Электронное издание]: учебн. Пособие для студентов вузов/С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. – Самара: Изд-во самар. гос. экон. ун-та, 2018.