ТРУДОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

OCCUPATIONAL THERAPY AS A METHOD OF SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в работе Министерства образования Российской Федерации является специальное (коррекционное) образование и системы специальных учреждений. Особую важность приобретает проблема умственной отсталости, имеющая социальный характер и связанная с вопросами, как обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, так и их дальнейшего жизнеустройства.

Как известно, психическое развитие умственно отсталых школьников протекает под воздействием тех же факторов окружающей среды, что и развитие учащихся общеобразовательных школ, и подчинено общим законам развития. Однако умственно отсталые дети не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь.

Следовательно, одним из приоритетов современной социальной политики – социальная защита и помощь лицам с умственной отсталостью, важнейшим направлением которых является реабилитация.

В понимании всемирной организации здравоохранения реабилитация характеризуется как комплекс мероприятий лечебного, физического, психологического, а также педагогического характера, направленных на максимально возможное для данной личности, восстановление здоровья, а также статусов физического, социального и психологического характера, утраченных в связи с заболеванием или травмой [9, с. 173].

Используя термин «реабилитация» в воспитательно-образовательной среде, Р. В. Овчарова указывает на задачи восстановления ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих [5].

Как известно, при умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоционально-волевая сфера, поведение, иногда двигательное развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление. Дефектология России руководствуется теоретическим постулатом Льва Семеновича Выготского о том, что своевременное начало педагогической коррекции с учетом специфических особенностей каждого отдельного ребенка с умственной отсталостью «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей [3].

А. В. Гордеева и В. В. Морозов к основным направлениям реабилитационных задач отнесли становление у детей самоуважения, веры в свои силы и успех, развитие адаптационных способностей, повышение активности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности, становление социальной значимости и на основе этого выстраивания социально-ценных жизненных планов, укрепление общеучебных умений и навыков, развитие способности к волевому усилию, а так же восстановление нарушенных связей и отношений со средой обитания и неформального общения, первичным коллективом, семьей [4].

Социально-педагогическая реабилитация может рассматриваться как совместная целенаправленная активность педагога и ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью подготовки к полноценной социальной жизни, что происходит посредством специально организованного обучения и воспитания в особых оптимальных условиях [1].

В процессе социально-педагогической реабилитации решаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации утраченных и нарушенных функций у учащегося. Кроме того, в этом процессе ребенок приобретает основы научных знаний и вырабатывает соответствующие умения и навыки, постигает опыт человеческих отношений и жизни в обществе, азы бытовых стереотипов поведения [7, с. 112].

 Одним из методов социально-педагогической реабилитации является трудотерапия. Основные цели трудотерапии можно сформулировать как: восстановление нарушенных функций, развитие компенсаторных навыков в области самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, рукоделия, выполнения трудовых операций, а также формирование у умственно-отсталых детей знаний и навыков, необходимых в социокультурной жизни.

К основным задачам трудотерапии в процессе социально-педагогической реабилитации младших школьников с нарушением интеллекта относятся:

  • адаптация детей к социуму, формирование навыков общения;
  • повышение самостоятельности детей с умственной отсталостью;
  • овладение навыками самообслуживания;
  • прививание детям любви к труду;
  • развитие мышления;
  • работа над детской агрессией через перенаправление негативных эмоций в полезную деятельность [6].

Основная форма организации самостоятельной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта – сотрудничество, где труд рассматривается как средство умственного воспитания, так как способствует развитию внимания, мышления, сообразительности, позволяет ребенку почувствовать свою самостоятельность, уверенность в своих силах.

Организация работы с детьми младшего школьного возраста должна быть выстроена так, чтобы каждый ребенок являлся не пассивным слушателем, а принимал активное участие в деятельности. Особое место в организации работы по формированию умений и навыков самостоятельной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта отводится самообслуживанию.

Предлагаемые трудовые операции и упражнения должны отвечать способностям и интересам учащихся, привлекать их к самостоятельной работе и творчеству, приносить удовлетворение. Осваиваемые навыки и умения должны иметь как социальную, так и индивидуальную значимость и практическую направленность. Следовательно, трудотерапия играет важнейшую роль в воспитании таких качеств, как терпение, аккуратность и трудолюбие, а также учит детей соблюдению правил безопасности и гигиены труда и бережному отношению к вещам и оборудованию.

Таким образом, трудовое обучение младших школьников с умственной отсталостью в процессе социально-педагогической реабилитации способствует целенаправленной реализации потенциальных возможностей детей, развитию компенсаторных навыков в области самообслуживания, широкому вовлечению их в общественно-полезный труд и социальной адаптации детей с умственной отсталостью.

Список литературы:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : ВЛАДОС, 2016. – 467 с.
  2. Антропова Ю.Ю. Помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы органов социальной защиты населения Свердловской области. – Семья в России, 2003. – №3.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. - Т. 5. – М.: Академия, 2016. – 478 с.
  4. Гордеева А.В. Прикладная реабилитационная педагогика: учебно-методическое пособие / А.В. Гордеева, В.В. Морозов. – М.: Академический Проект, 2004. – 176 с.
  5. Овчарова Р .В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
  6. Осадчих А.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. – М.: ТЕИС, 2007.
  7. Телина И.А. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов: учебно-методическое пособие. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 156 с.
  8. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. Пособие. – М.: Дашков и К, 2002. – 357 с.
  9. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова, В. В. Титова. – М.: Аркти, 2015. – 312 с.