ПРОБЛЕМА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PROBLEM OF LEGALIZATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF SELF-EMPLOYED CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

В сложившихся современных условиях налоговая политика Российской Федерации направлена на определенные нововведения, которые должны способствовать стабильному развитию налоговой системы, обеспечивая из года в год профицит различных уровней бюджета. Именно такая тенденция подтолкнула Министерство финансов к разработке налога для самозанятых граждан.

Сейчас довольно часто можно наблюдать такую картину: через телекоммуникационную сеть «Интернет» люди предлагают друг другу различные товары и услуги. Изделия ручной работы, домашняя выпечка, косметологические процедуры, платное консультирование по различным вопросам – все это можно получить напрямую от человека, не обращаясь в специализированные магазины, салоны, клиники… Люди стараются заработать на «своем хобби». Однако регулярно продавая  товар через «Интернет», они забывают о том, что систематическое получение прибыли уже относится к предпринимательской деятельности, которая в свою очередь, должна облагаться налогом.

Само понятие «самозанятость» появилось в законодательстве Российской Федерации относительно недавно. Однако стоит отметить, что официального толкования термина «самозанятый», «самозанятость» в действующем законодательстве до сих пор нет. Министерство юстиций РФ предлагает следующее определение понятия «самозанятый» – это физическое лицо, которое самостоятельно осуществляет основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг и выполнению работ для физических лиц, направленную на получение прибыли, но не зарегистрированное в качестве ИП и не имеющее наемных работников.

Также интересна позиция заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости Михаила Иванкова, который выделяет два типа самозанятых граждан:

1)Люди, которые могут организовать малое предприятие, вовлекая туда работников для получения прибыли, при том эти граждане могут арендовать помещение и оборудование, оказывая услуги, как в частном порядке, так и неофициально работая с организациями. Для этого типа предусмотрено обязательное прохождение процедуры регистрации экономической единицы, а в дальнейшем он может работать по упрощенной схеме налогообложения.

 2) Люди, которые могут выполнять работу для физических лиц, однако для удовлетворения исключительно персональных потребностей. Они могут тратить получаемый доход на личные нужды. Согласно высказыванию Минтруда, к данному типу можно относить сиделок, нянь, гидов, репетиторов и многих других, похожих по характеру профессии.

По данным Росстата число самозанятых в России составляет 20 млн. человеку, что говорит о большом количестве потенциальных налогоплательщиков [2]. Естественно, далеко не все готовы «выйти из тени». Средний доход, получаемый самозанятыми, примерно равен  25-45 тысячам в месяц в зависимости от того, в каком регионе протекает их деятельность. Возьмем за налоговую базу минимальный порог среднего дохода - 25 тыс. руб. и минимальную ставку -4%. При расчётах получается довольно крупная сумма.

Некоторое время назад в Российской Федерации запустился эксперимент, который устанавливает специальный налоговый режим для самозанятых граждан, получивший название "Налог на профессиональный доход" [1]. Во время встречи с журналистами в конце декабря 2019 года председатель Правительства Мишустин Михаил Владимирович объявил о том, что в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход уже зарегистрировано более 330 тысяч человек". Стоит заметить, что в начале 2018 года их было менее 5 тысяч человек.

Главной целью проекта внедрения института самозанятых в действующее законодательство является легализация самозанятых посредством создания удобного способа уплаты налогов для таких лиц. Опыт реализации проекта показал востребованность нового специального налогового режима среди самозанятых граждан.

Изначально налог на самозанятых действовал только на территории Москвы, Подмосковья, Калужской области и Татарстана. Его основное положение заключается в том, что граждане, оказывающие платные услуги без привлечения наемных работников, должны отчислять в бюджет 4% от суммы своего дохода при работе с физическими лицами и 6% - при работе с компаниями. С 1 января 2020 г. введение налога для самозанятых охватило еще на девятнадцать регионов, и теперь их достигло двадцати трех.

Стоит особо акцентировать внимание на принципиальных отличиях индивидуальных предпринимателей от самозанятых для того, чтобы подтвердить его необходимость. Можно выделить следующие критерии, которые разделяют эти два института: 1)Индивидуальные предприниматели нанимают рабочих для распределения обязанностей. Самозанятые всё делают самостоятельно;
 2) ИП проходят регистрацию в ФНС. Самозанятые граждане также платят налоги, но им не нужно вести бухгалтерии; 
3) ИП обязательно выплачивают НДФЛ и делают отчисления в пенсионный фонд; 4) самозанятые не снимаются с учёта в налоговой инспекции. Данная процедура выполняется автоматически после окончания патента.

Однако не все виды деятельности доступны для предпринимательноской деятельности самозанятых граждан. Так, например они не могут
 распространять товары, которые подвергаются акцизному обложению или маркировке по законодательству России, добывать полезные ископаемые, быть физическими лицами, участвующими в других программах налогового учёта, указанных в первой части НК РФ. К этой категории также относятся предприниматели, которые облагаются НДФЛ, но могут перейти на экспериментальную систему налогообложения[3].

Основная проблема в том, что большая часть граждан не готовы довериться новому режиму. Им комфортно жить в качестве незаконных предпринимателей. Рынок не гарантирует самозанятым стабильный ежемесячный доход, как не гарантирует получение дохода вообще. А налоги государство хочет получать регулярно. Еще одна причина связана с тем, что граждане неправильно понимают систему расчета налога. Они полагают, что налог будет рассчитываться с каждого поступления на карту, но это не так. Он будет определяться доходом, который был подтвержден самим налогоплательщиком. Это полностью отражает основной принцип налога для самозанятых – добровольность. К плюсам также можно отнести возможность получения кредитов, возможность заключения договоров, начисление трудового стажа и формирование пенсионных накоплений, а также участие в программах поддержки малого бизнеса. Но другая сторона медали показывает слабую программу государственной поддержки в связи с постоянными изменениями законодательства, что отпугивает граждан стать официальными предпринимателями.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 15.12.2019) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"- Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.02.2020)
  2. Федеральная служба государственной статистики / Рабочая сила, занятость и безработица в России, 2018 г. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_61/Main.htm (дата обращения: 27.02.2020).
  3. Что такое налог на профессиональный доход // Nnalog [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://npd.nalog.ru/ (дата обращения: 29.02.2020)