Социальное развитие территории как способ устранения диспропорций рынка труда в цифровом обществе

Social development of the territory as a way to eliminate labor market imbalances in a digital society

Введение. Национальный проект  «Производительность труда и поддержка занятости» [8] ставит задачу повышения эффективности регулирования рынка труда, снижение региональной неравномерности распределения трудовых ресурсов. Исследователи отмечают, что потоки трудовой миграции сегодня все больше сосредотачиваются в крупных городах, обостряя проблему занятости в российской провинции [4]. Анализируются факторы трансформации современного российского рынка труда [9], остро осознается необходимость принятия мер государственного регулирования по диверсификации рынка труда [2]. Схожая ситуация наблюдается и в Свердловской области. Непривлекательность российский провинций  для потенциальных работников  усугубляется низкими темпами создания современных рабочих мест, инвестиционной непривлекательностью  и неразвитой социальной инфраструктурой [6]. 

Со времён введения ЕГЭ в России, среди факторов, усугубляющих диспропорции на региональных рынках труда, становится, как ни парадоксально, фактор качественного образования. Возможность использования результатов ЕГЭ при поступлении в высшие учебные заведения положительно оцениваются всеми участниками образовательного процесса [13]. Однако, именно эти позитивные последствия введения ЕГЭ оказались усугубляющим фактором для усиления диспропорций рынка труда: из провинциальных школ уезжают лучшие ученики в престижные учебные заведения крупных городов [11]. В регионах остаются «середнячки». И на этих «троечников» с преобладающим клиповым мышлением [15] возлагается реализация задач по созданию инновационной экономики, по повышению производительности труда. Стимулов для возвращения после окончания учебного заведения молодёжь для себя не видит, поскольку региональный рынок труда практически не создаёт привлекательных высокотехнологичных, конкурентоспособных рабочих мест.  Неопределённость жизненных планов молодёжи усугубляют риски для функционирования малых городов [1].

Какие меры государственного регулирования могут ослабить территориальные диспропорции российского рынка труда?

Стремясь выровнять экономическое развитие территорий, государство использует такой механизм, как дотации. Однако, по оценкам экспертного сообщества, федеральные дотации для депрессивных регионов не становятся

стимулами к социально-экономическому развитию. Более действенным толчком для развития депрессивных территорий может стать приход государственных корпораций для использования потенциала этих регионов за счёт технологического обновления производств [5].

Другим механизмом устранения диспропорций социально-экономического развития регионального рынка труда является маятниковая трудовая миграция [14], которая становится формой поддержки развития малых городов. Вариант, когда человек работает в крупном городе, а вечером возвращается в пригород – все более распространенная форма трудовых отношений, особенно в тех малых городах, которые расположены в радиусе крупных агломераций. 

Все более явно проявляющая тенденция к использованию гибких форм занятости может стать доминирующей при переходе к цифровой модели экономики, с реальным внедрением роботизации и автоматизации. Трансформация рынка труда будет связана с использованием нетипичных видов занятости [3], развитием нестандартной, удаленной, дистанционной занятости [7].  Тогда исчезнет (или сведется к минимуму) потребность массового перемещения рабочей силы утром – из малых  – в крупные города, а вечером – в обратном направлении к месту жительства. Человек сможет осуществлять свою трудовую деятельность без привязки к офису.

         В условиях цифрового общества, развития гибких дистанционных форм занятости  тенденция закрепления населения в малых городах не потребует создания в них новых рабочих мест, но обострит запрос жителей на развитую социальную инфраструктуру и комфортное проживание. Ключевую роль в этом процессе традиционно играет такая жизненно важная сфера, как медицина. Развитие медицинских услуг, особенно в сельских территориях, на сегоднящний день оказывается одной из самых острых социальных проблем [12]. Обратим внимание на изменения в осуществлении  мер государственной поддержки развития сельской медицины, предусмотренной программой «Земский доктор». Государственная программа признана снизить дефицит медицинских кадров в сельской местности и содействовать модернизации здравоохранения, оснащению больниц, ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) в небольших городах и сёлах.

Первоначально, с 2012 года воспользоваться государственной поддержкой  по программе могли лишь молодые специалисты. Однако, практика показала, что даже возможность получить 1 миллион рублей на приобретения жилья не смогла массово привлечь молодых людей в сельскую местность. Потребность жить ближе к природе, в сельской местности приходит к человеку уже в зрелом возрасте.  Ответом на эти запросы стали изменения возраста медицинских работников, которые смогли бы переселиться в сельскую местность, получить деньги на приобретение жилья и продолжить там свою трудовую деятельность. С января 2017 года участниками программы «Земский доктор» смогли стать врачи, имеющие опыт практической работы в возрастной группе до 50 лет [10]. Если молодёжь не слишком активно привлекала перспектива получения жилья в сельской местности, то для лиц предпенсионного возраста такая возможность может стать более привлекательной.

Приведённые примеры лишний раз подчёркивают необходимость тщательного изучения процессов, происходящих в обществе, при определении приоритетов государственной поддержки. Можно спрогнозировать, что в условиях перехода экономики к цифровому обществу, с развитием гибких форм занятости приоритетной мерой по устранению территориального дисбаланса рынка туда становится не столько потребность в создании в малых городах новых рабочих мест, сколько социальное развитие территории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Быстрова Т.Ю. Ресурсы культуральной регенерации Уральских городов в оценках молодого поколения горожан / Т.Ю. Быстрова, М.В. Певная, А.А. Папулова //Вопросы управления. - 2018. - № 6 (55).- С. 177-187.
  2. Волков Д.В. Диспропорция спроса и предложения на рынке труда/Д.В. Волков // Евразийский юридический журнал. - 2019.-№ 2 (129). - С. 441-445.
  3. Гретченко А.И. Потребности цифровой экономики России в квалифицированных кадрах/ Гретченко А.И.// Управленческие науки в современном мире. - 2018. - Т. 1. № 1. - С. 355-357.
  4. Грибеник Ю.А. Актуальная проблематика исследований рынка труда в России /Ю.А. Грибеник // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - Т. 1.- № 12 (29). - С. 183-188.
  5. Дудин М.Н. Депрессивность региональных рынков труда и дотационность регионов / М.Н. Дудин // Экономика и социум: современные модели развития. - 2018. - Т. 8.- № 2 (20).- С. 42-51.
  6. Качанова Е.А. Инвестиционный потенциал муниципального образования в стратегическом социально-экономическом планировании развития городского округа: инструменты и цели//
    В сборнике:Российская правовая система в контексте обеспечения прав и свобод человека и гражданина: теория и практика/ Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню юриста. отв. ред. Е. П. Чорновол, И. Н. Бородина. - 2018. - С. 314-319.
  7. Маслова Е.В. Кадровое обеспечение потребности региона на основе развития нестандартных форм занятости/ Е.В. Маслова //Регион: системы, экономика, управление. - 2018.- № 4 (43). - С. 86-95.
  8. Национальный проект ««Производительность труда и поддержка занятости» [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://www.sznural.ru/content/национальный_проект__производительность_труда_и_поддержка_занятости_(дата обращение 15.02.2020)
  9. Позмогов А.И. Факторы трансформации российского рынка труда / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев, А.Е. Железова, К.Е. Гогичаева //Вопросы управления. - 2018.-  № 6 (55).- С. 67-71.
  10. Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2016 г. № 2772-р/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL:https://subsidii.net/ещё-выплаты/новости-о-разном/item/358-закон-земский-доктор.html (Дата обращение 18.02.2020).
  11. Старкова Н.О. Особенности трудоустройства выпускников российских вузов /Н.О. Старкова, Я.Е. Воюева //Бюллетень науки и практики. - 2019. - Т. 5.- № 1.- С. 405-412.
  12. Чевтаева Н.Г. Организация медицинской помощи на селе: социологический анализ/ Н.Г. Чевтаева, В.И. Зуев, О.А. Шипиловская //Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. - 2009. - № 4 (9).- С. 99-105.
  13. Чевтаева Н.Г. Оценка качества образования: социологический анализ групп интересов. Монография / Н. Г. Чевтаева, Н. В. Стребкова ; Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Уральская акад. гос. службы, Фил. в г. Лангепасе. Екатеринбург, 2009. 155 с.
  14. Чевтаева Н.Г., Егунов Э.В. Маятниковая миграция в жизнедеятельности населения пригородов // В сборнике: Институты развития демографической системы обществасборник материалов V Уральского демографического форума с международным участием. под редакцией А.И. Татаркина, А.И. Кузьмина. 2014. С. 184-187. 
  15. Rezer T. М., Kuznetsova E. V., Simanyuk N. V. Educational technologies in the era of «clip thinking/ T. М. Rezer, V. Kuznetsova, N. V. Simanyuk // The 12 th annual International Technology, Education and Development Conference Spain, 5-th-7th of March 2018. Chova, LG., Martinez, AL. & Torres, IC. International Academy of Technology, Education and Development, pp. 6129 – 6133