ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях развития различных видов предпринимательства значительное место занимает туристическая деятельность. Существующая востребованность и популярность туризма в настоящее время обуславливается высоким уровнем развития инфраструктуры, а также средств коммуникации –  связи и транспорта. Благодаря развитым средствам связи, прежде всего, сети Интернет, позволяющей получаться всю необходимую информацию для туризма, а с помощью транспорта туристам стали доступны самые отдаленные точки мира. Вместе с тем, представляется необходимым отметить и активное развитие гостиничного бизнеса. Совокупность все факторов создает благоприятную базу для развития предпринимательской деятельности в сфере туризма.

Предпринимательская деятельность в сфере туризма обусловлена также развитым рынком туристических услуг. Данный рынок формирует функции и виды деятельности субъектов предпринимательской деятельности (туристических операторов, туристических агентов, предприятий туристической инфраструктуры). Другими словами, при наличии рынка необходима и предпринимательская деятельность.       

Кроме того, рассматриваемая отрасль является одним из важных источников поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней. Так, туризм, фактически, обрел статус государственной важности, и в этой связи государство принимает меры, направленные на его усовершенствование и достижение массовой привлекательности объектов туризма и государство обеспечивает необходимыми условиями для предпринимательской деятельности в сфере туризма [1, c. 45].

Как отмечал известный правовед Н.В. Сирик относительно оказания туристических услуг, правовое регулирование указанных правоотношений предполагает их комплексный характер и содержит в себе публично-правовые и частно-правовые способы регулирования [2, c. 3-6]. Так, нормативно-правовая база строится на совокупности норм предпринимательского, гражданского, финансового, административного и иных отраслей права.

Бесспорно, большинство норм, регулирующих правоотношения в области туризма, носят гражданско-правовой характер, поэтому действующие нормы не должны противоречить гражданскому законодательству, а также Конституции Российской Федерации. Конституция РФ, в свою очередь, определяет Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и позволяющих свободно развиваться. Поскольку с помощью туризма, можно не только отдохнуть, но и получить информацию, необходимую для развития, туризм справедливо можно назвать одним из способов развития [3]. Конституция РФ также гарантирует каждому гражданину право на отдых и свободу перемещения.

С целью урегулирования рассматриваемого вида предпринимательской деятельности был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ. В соответствии со ст. 1 данного Закона туристкой деятельностью является туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий [4]. Следует отметить, что приведенное определение не раскрывает понятие туристической деятельности, а лишь перечисляет, что может к ней относится. Вместе с тем, на законодательном уровне отсутствует определение "иной деятельности". К ней следует относить деятельность, содействующую деятельности туроператоров и турагентов. К таковой, по нашему мнению, следует относить экскурсионную, гостиничную деятельность, а также деятельность организаций по оказанию страховых, банковских услуг, услуг по обеспечению безопасности и перевозке.  

Одним из самых распространенных договоров, заключаемых с потребителями при осуществлении туристической деятельности, является договор оказания услуг по туристическому обслуживанию. Действующее законодательство в части гражданско-правового регулирования отношений в сфере туризма и туристкой деятельности, а также в части использования понятийного аппарата не является совершенным, что приводит к возникновению неопределенности в процессе его применения [5, c. 20].

Анализ статьи 10 указанного Закона позволяет определять договор о реализации туристского продукта как договор возмездного оказания комплекса услуг, связанных с перевозкой, размещением туриста, которые реализуются за общую сумму, и в которую могут быть включены и другие туристские услуги, например, услуги экскурсионного обслуживания.

Рассматриваемый договор является предметом изучения многих правоведов и вызывает дискуссии касательно правовой природы договора туристических услуг, поскольку законодатель при установлении понятийного аппарата использовал такие термины как "розничная купля-продажа туристского продукта", "розничная цена туристского продукта". Указанные термины, как известно, характерны для отношений, связанных с договором купли-продажи.

Несмотря на наличие Закона об основах туристкой деятельности, правовое регулирование данной области имеет ряд пробелов. Так, часть вторая Гражданского кодекса и Закон о туристской деятельности предлагают заключение различных договоров между туристом и туристической организацией при оформлении правоотношений: договором о реализации туристского продукта и договором возмездного оказания услуг, что приводит к возникновению затруднений на правоприменительной практике.

Согласно пункту 2 статьи 779 ГК РФ услуги по туристическому обслуживают включены в перечень возмездных услуг, которые регулируются гл. 39 ГК РФ [6]. Вместе с тем, Закон о туристкой деятельности правоотношения между туристической организацией и туристом относит к договору о реализации туристского продукта. Предметом такого договора выступает туристский продукт, право на тур, предназначенный для последующей реализации туристу.

Для разрешения такого рода противоречия необходимо понять: что выступает предметом указанных договоров. Предметом договора возмездного оказания услуг выступают определенные действия или деятельность организации по оказанию услуги. А договор о реализации туристского продукта обязывает исполнителя предоставить весь комплекс услуг по перемещению, питанию, размещению и т.п. [7, c.7].

Итак, учитывая все вышеперечисленное, туристская услуга выступает предметом договора возмездного оказания услуг, а не договора о реализации туристского продукта.

Рассматриваемый Закон об основах туристской деятельности предусматривает также меры государственного регулирования. Согласно статье 3 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" государство признает туристскую деятельность одной из важных отраслей экономики и создает все благоприятные условия для ее развития, определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности, осуществляет поддержку и защиту российских туристов, турагентов, туроператоров и их объединений,  а также формирует представление о России как о стране, благоприятной для туризма.

Государственное регулирование туристической деятельности осуществляют органы исполнительной власти. Система и структура федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724, в соответствии с которым функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, а также оказанию государственных услуг и управлению государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма возложены на Федеральное агентство по туризму, находящейся в подчинении Минэкономразвития РФ [8].  

Считаем необходимым отметить, что наряду с Федеральным агентством по туризму определенные функции государственного управления в области туризма осуществляют иные органы исполнительной власти: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство иностранных дел РФ, Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба, Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Огромного значение для развития туристкой деятельности имеют международные акты и соглашения, заключаемые между правительствами стран. Прежде всего, стоит сказать о Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года, которая закрепляет право человека на отдых и свободное время [9]. Еще одним международным актом, закрепляющим указанное право является Манильская декларация 1980 года, определяющая право на отдых, свободу путешествий и туризм как важнейший элемент развития человеческой личности [10]. Гаагской декларацией 1989 года были провозглашены десять принципов туризма, как инструмента международного сотрудничества, а также сближения между народами.

Что касается соглашений, то Российская Федерация активно сотрудничает с иностранными государствами в сфере туризма. К примеру, 25 января 2002 года было подписано Соглашение между правительствами Российской Федерации и Австрийской республики, подобное соглашение также было подписано 30 сентября 2002 года между Правительством РФ  и Правительством  Республики Хорватия. Согласно таким соглашениям стороны берут на себя обязанность уделять необходимое внимание развитию и укреплению сотрудничества в сфере туризма путем обмена рекламными материалами, подготовки кадров и т.д.

В заключении, представляется необходимым отметить, что российский туризм заложил свои корни как на международной арене туризме, так и на российской, но дальнейшая перспектива развития данной отрасли станет ясна лишь после устранения пробелов в законодательстве, регулирующей туристическую деятельность.

 

Список использованной литературы.

  1. Крутик А.Б.Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2015. № 1. том 9.
  2. Кудреватых С.А., Кудреватых А.С. О государственном регулировании туристской индустрии. Правовой аспект // Туризм: право и экономика. 2015. № 3. С. 3 - 6.
  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398
  4. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 49. – Ст. 5491.
  5. Кузахметова С.Е. Правовая природа и существенные условия договора о реализации туристского продукта / С.Е. Кузахметова // Право и экономика. 2015. № 5. С. 20 - 25.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  7. Накушнова Е.В. Вопросы гражданско-правового регулирования оказания туристских услуг в Российской Федерации / Е.В. Накушнова // Туризм: право и экономика. 2016. № 2. С. 7 - 11.
  8. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"// Российская газета.2008 г. № 100
  9. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета, 1998. №10. С. 32.
  10. Манильская декларация по мировому туризму: принята всемирной конференцией по туризму 10 октября 1980 г. // Международный туризм: правовые акты. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 186-203.