ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПОМ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

FEATURES OF THE FORMATION OF THE RUSSIAN MODEL OF A SEMI-PRESIDENTIAL REPUBLIC IN ACCORDANCE WITH THE PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS

Российская Конституция относительно молода по сравнению с Конституциями других стран, например, Америки, Норвегии или Бельгии, в которых формирование Основного Закона происходило в XVIII-XIX веках. При изучении принципов структурирования и изложения статей Российской Конституции безусловно учитывался опыт других стран. Российскую Конституцию часто сравнивают с Конституцией Франции. Аналогию можно провести именно в той части, что принято называть формой правления. Франция – классический пример полупрезидентской республики. Как мы знаем, полупрезидентская республика – это такая республика, где при сильной президентской власти значимую роль играет парламент, перед которым несет ответственность правительство.  Все ветви власти находятся в коллаборации при сбалансированных полномочиях. В каких нормах это выражается в Российском законодательстве, мы рассмотрим ниже,

При написании проекта Конституции РФ проводилась подробная аналитика, в которой участвовали ученые, политики, правовые и общественные деятели. Учитывая напряженную политическую ситуацию в 1990-1993 годах, процесс составления значительно затянулся. Крайняя поляризация и расстановка политических сил основательно мешали процедуре принятия. Указом Президента Б. Ельцина была установлена уголовная ответственность по действующему тогда УК РСФСР за воспрепятствование осуществлению гражданами своих избирательных прав [1]. Целью было скорейшее формирование верхней и нижней палаты Федерального Собрания, полный отказ от коммунистического строя и принятие Основного Закона. Итогом стало принятие Конституции 12.12.1993 года, отвечающей нормам демократии, в которой были сформированы основные принципы существования и развития страны. Закреплен статус Президента в Главе 4, статьях 80-93.

Предметом исследования данной статьи выступает принцип разделения власти, который находит отражение в статье 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [2]. Это важнейший признак либерализма, известный истории еще с античных времен.  Важно отметить, что Президент не является представителем ни одной из ветвей власти, хотя часто его статус ошибочно инициируют с исполнительной властью. Важнейшая задача Президента – сбалансировать и скоординировать работу всех ветвей. Многие правоведы уделяли внимание проблемам исследования формирования принципа разделения власти. Так Чепрасов К.В. связывает слабость исполнительной власти с чрезмерным вторжением парламента в сферу деятельности исполнительных органов, что может повлечь конституционный кризис [3, с. 41]. Голубихина Н.В. и Назарова Е.А. предлагают, напротив, предусмотреть вариант, когда Президент будет возглавлять Правительство [4, c. 125].

Джон Локк является основоположником принципа разделения власти в том виде, в котором он сегодня представлен. Пахомов В.Г. отмечает, что   Локк уравновешивает отдельные части исполнительной власти, делая ее одновременно эффективной и безопасной [5, c. 55]. Локк подчеркивал особый статус законодательной власти. По мнению великого ученого–реформатора, монарх неизбежно станет тираном, если он будет выведен из-под ареолы действия закона.  

В нашей стране Конституция за 27 лет существования подвергалась изменениям 4 раза. Некоторые из которых расширяли круг полномочий президента. Так, например,  Законом РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ увеличен срок избрания Президента до 6 лет.

Несмотря на независимость третьей важной ветви власти – судебной, все же имеются некоторые корреляции ее взаимодействия с Президентом.  Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов (ст. 1 п. 2 Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ). Более того, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит предложения об освобождении от должности этих представителей властных структур вплоть до прокуроров субъектов РФ.

Взаимосвязь субординационных отношений Президента, Председателя Правительства и министров отражена в статье 111 Конституции РФ. И это один из ключевых моментов принципа разделения власти. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Правительства. И если она будет отклонена три раза, Президент наделен полномочиями распустить нижнюю палату Парламента и назначить новые выборы.

Все вышеуказанное позволяет сделать выводы о том, что подобные методы избрания и утверждения на должности, взаимной ответственности всех ветвей власти являются прямым свидетельством факта сформированной полупрезидентской республики. Президент в России – в первую очередь глава государства, который не возглавляет исполнительную власть. Формирование кабинета министров и структурирование работы Правительства – прерогатива Председателя Правительства, однако назначение на должности и освобождение от них происходит после вступления в силу соответствующих Указов Президента (ст. 83 п. д. Конституции РФ).

В рамках этой статьи нельзя не рассмотреть важнейшие изменения, которые грядут в 2020 году, а именно поправки в Конституцию.  Для стабильности и уверенности народа, как главного носителя власти государства, крайне важна стабильность и Основного Закона. Поэтому широкий резонанс имеет и отставка Правительства в полном составе на основании статьи 117 Конституции РФ, и готовящийся законопроект № 885214-7, опубликованный на официальном сайте Государственной Думы [6]. В тексте мы видим, что повышаются требования к кандидатурам Президента, руководителям государственных федеральных и исполнительных органов, упоминается пенсионная система, МРОТ.  Изменения коснутся среди прочего важнейшей статьи - 83, определяющей полномочия Президента в отношении отставки министров. Если в настоящем тексте Президент назначает и освобождает от должностей министров по представлению Председателя, то в планируемых поправках такого представления не предполагается, что является свидетельством расширения компетенции Президента и формальности полномочий Председателя, который не будет иметь возможности регулировать процесс отставки своего кабинета.

Учитывая все вышеизложенное, стоит отметить, что на сегодняшний день в России сформирована устойчивая форма полупрезидентской республики, однако предстоящие изменения в Конституцию могут значительно модифицировать существующий строй.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 (в ред. от 10.01.2003) «О поэтапной Конституционной Реформе в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14733/2011a123b16a58aa919bb52261df7e3ee94ca6e3/ (дата обращения 26.02.2020).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 26.02.2020).
  3. Чепрасов К.В. Принцип разделения властей в государственном механизме России. Алтайский юридический вестник. 2014. № 3 (7). С. 39-43.
  4. Голубихина Н.В., Назарова Е.А. Принцип разделения властей и проблемы его конституционно-правового регулирования в современной России. Общество и право. 2019. № 1 (67). С. 123-128.
  5. Пахомов В.Г. Теория разделения властей: дискуссионные вопросы. Вестник Московского Университета МВД России. 2019;2. С. 53-61.
  6. Законопроект № 885214-7. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7  (дата обращения 26.02.2020).
  7. Шейнис В.Л. Власть и закон: Политика и конституции в России в XX—XXI веках. М.:Мысль, 2014.