ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

В настоящее время инновационная деятельность образовательного учреждения является одним из главных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, поскольку создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет направления профессионального роста руководителей и преподавателей, их творческий поиск, способствует эффективному обучению студентов.

Актуальность проблемы применения современных инновационных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Автор настоящей работы считает, что абсолютные инновации в любой сфере деятельности, включая образование, возникают крайне редко, меняя парадигму науки и практики. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение элементов инноватики в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания.

В настоящий момент в системе СПО педагоги применяют самые различные педагогические инновации. Можно выделить следующие инновационные технологии применяемые в Сургутском филиале Финуниверситета.

  1. Применение проектного метода в командной работе студентов.

В основу проектного обучения в положена система развития познавательных навыков обучающихся, их способность ориентироваться в информационном пространстве, развития творческого и критического мышления.

Проектное обучение осуществляется через совокупность операций и приемов овладения заранее выделенной частью теоретического или практического знания того или иного рода деятельности. Метод проектов направлен преимущественно на командную самостоятельную работу, которую обучающиеся способны выполнить на протяжении заранее выделенного промежутка времени.

Роль преподавателя в проектном обучении заключается в организации, консультировании, управлении обучающихся, их информационно-познавательной и исследовательской деятельностью. Меняется и психологический климат в аудитории, в которой происходит обучение с использованием метода проектов, который меняет деятельность преподавателя из учебно-воспитательной в организаторскую.

Применение проектного метода в обучении способствует изменению традиционной педагогической модели, при которой преподаватель как субъект образовательной деятельности транслирует готовые знания студентам - объектам. Обучающийся при деятельностном подходе сам выступает активным субъектом процесса познания и взаимодействие между педагогом и обучающимся выстраивается как диалогическое субъект-субъектное.

Важной компетенцией будущего выпускника СПО по специальностям финансист, бухгалтер, экономист является умение работать в команде - коллективе сотрудников единой организации, решающей общие задачи. Эффективность общего результата зависит не только от индивидуально вклада каждого в общее дело, но и от слаженности действий в процессе профессионального взаимодействия. Формирование командных качеств - это сложная задача в условиях индивидуализации интересов, мотивов современной личности, когда коллективные ценности не входят в круг приоритетов индивидуальных систем ценностей обучающихся. Так, например, студент может быть отличником, иметь высокий уровень знаний по предметам, проявлять нестандартный подход к решению профессиональных задач, но при этом демонстрировать низкий уровень способности работать в команде, неумение учитывать интересы других, вести диалог, что с высокой степенью вероятности будет фактором препятствующим адаптации и самореализации выпускника в будущем коллективе.

В качестве педагогического эксперимента пространство ряда аудиторий было организовано под командный принцип работы. Так, например на занятиях по обществознанию, философии .... столы и стулья обучающихся расставлены в виде "командных островов", за которыми сгруппированы команды по 6 - 7 человек. В этом составе команды обучаются на протяжении всего периода изучения предмета, что позволяет научиться взаимодействовать, слушать и быть услышанным, лидировать управляя или участвовать выполняя конкретные инструкции, меняться социальными ролями и прочее. На момент получения задания выполнить проект самостоятельно внеаудиторно, команда психологически готова. В ноябре 2019 года обучающиеся защищали проект по обществознанию на тему "Виды современного искусства". В течение трех недель проект готовился командой: каждый готовил материал по двум видам искусства, а модератор собирал и оформлял проект воедино в виде презентации в формате Power Point. В защите проекта участвовал каждый, представляя свою часть, но при этом команда получала общую оценку в соответствии с обозначенными критериями. Обучающиеся продемонстрировали слаженную командную работу, позволившую хорошо выполнить задание и показать креативность подхода к подаче материала: использование картин и фото, условно-графической наглядности, аудио- и видеовизуальных средств. Обучающиеся нередко демонстрировали умение создавать гипертекстовый документ, работать в специальных программах видео- и фотомонтажа.

  1. Применение личностно-ориентированных технологий в преподавании предметов.

На сегодняшний день в российском образовании наметились тенденции  повышенного внимания к личности в истории, ее ведущей роли в историческом процессе. В законе "Об образовании" проблема роли человека в истории поставлена одной из ключевых среди содержательных сквозных линий всех курсов истории.

Все большее распространение в современном образовании получает жанр персонифицированной истории, который позволяет через биографию исторической личности осветить важные события истории, их особенности, раскрыть образ эпохи.

Таким образом, усиление личностного аспекта истории - одна из тенденций развития современного исторического образования.

Изучение исторических личностей на занятиях истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса. История — процесс субъективный, он вершится по воле людей,  не объективных законов природы. Исторические личности совершали поступки, от которых зависела судьба страны. Студенты должны понимать, как создается история, как она зависит от взглядов, ценностей, идеалов отдельных людей, выбора поступков, влияния обстоятельств. Вот поэтому, сначала необходимо изучить личность, а затем — события, которые вершились с участием этого человека.

В представленном множестве вариантов применения метода персонификации на занятиях по истории преобладает акцент на ярких исторических героях разных времен и народов, однако отсутствует личная персонификация, когда на первый план выступает личность обычного человека - участника, свидетеля современника событий, которым может выступать родитель, родственник студента, имеющий собственный исторический опыт.

На занятиях в Сургутском филиале Финуниверситета при изучении ряда тем новейшей отечественной истории студенты готовят проекты с вариативной тематикой (например, "Моя семья в годы перестройки", " Развал СССР в истории моей семьи"), опираясь на воспоминания очевидцев событий - родственников студента. Интервьюирование, сбор воспоминаний и оформление мемуаров не являются инновацией в образовании, но форма подачи, демонстрации проектов как правило предполагает применение современных технических средств, что привносит методическую новизну [1].

Студент, изучая историю своей семьи, оценивает не только своих родителей, но и себя как личность, которой отведена определённая роль в современной истории. Метод личной персонификации позволяет показать на историческом материале, что субъект, заданный обстоятельствами, способен менять обстоятельства в процессе своей деятельности.

В итоге события и явления запоминаются и усваиваются обучающимися с большим интересом, чем «сухое» оперирование фактами, датами, понятиями. Создание яркого образа конкретной известной студенту личности ее «человечности», ее сопричастности к событиям новейшей истории помогает студентам более продуктивно изучать и усваивать учебный материал.

Среди множества методов повышения интереса к учению одним из наиболее эффективных является метод личной персонификации. Благодаря опосредованному вовлечению в процесс реальных участников исторических событий из числа старших членов семьи удаётся привлечь внимание наибольшего количества учащихся к сложным запутанным вопросам современной истории. При подготовке проекта студенты опираясь на воспоминания реконструируют реальные события прошлого своей семьи или родственников, что способствует развитию чувства сопричастности к истории, ее большей конкретизированности и меньшей абстрактности, что, в конечном итоге стимулирует интерес к исторической науке, даёт эффект погружения в изучаемую эпоху.

В рамках личностно-ориентированных нельзя не отметить еще одну группу инновационных технологий – имиджевые. Из года в год мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами: студенты демонстрируют «крайне низкий уровень веры в себя, в возможность самому найти выход из проблемных ситуаций; неверие в свои ресурсы, силы, способности… что проявляется в показной самоуверенности…». Поэтому задача педагога заключается в разъяснении понятия «имидж финансиста, бухгалтера, экономиста» для студентов, выявлении ключевых характеристиках имиджа, в сравнении образа успешного специалиста в прошлом и на современном этапе. Метод «колесо успеха» направлен на формирование первичного понимания имиджа финансиста, бухгалтера, экономиста. Студентам предлагается перечислить характеристики современного финансиста, бухгалтера, экономиста и вставить выбранные качества в колесо. При этом каждое качество необходимо спроецировать на самого себя и в процентном соотношении зафиксировать в колесе (0%, 50%, 100%). Если колесо получается кривым, то студенты наглядно видят, над какими качествами им придется поработать.

  1. Применение инновационных мультимедиа технологий в обучении.

Один из способов это применение наглядных методов обучения, среди которых одним из наиболее эффективных является видеометод. Применение видеофильмов, мультимедиа технологий дают возможность повысить степень активности обучающихся в образовательном процессе.

По данным ЮНЕСКО человек запоминает 12% услышанного и 25% увиденного, а при аудиовизуальном восприятии усваивается до 65%  информации. Следовательно, привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами.

С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры видеометод выделился из демонстрационного метода в самостоятельный [4]. В основе его находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов.

Применение видеорядов на занятиях - это современная, эффективная форма представления учебного контента, незаменимая в условиях электронного обучения (при очном, смешанном или дистанционном образовании).

Преподаватель должен обладать специальной подготовкой, позволяющей работать в специальных современных лицензированных программах видеомонтажа, лучшими из которых на сегодняшний день признаны: Movavi Video Suite, ВидеоСТУДИЯ, ВидеоМОНТАЖ.

Данные программы представляют собой комплексы для работы с видео: нарезка, обработка, добавление аудиодорожки, монтаж, кодирование. Инструмент обрезки вынесен отдельной утилитой, что позволяет "нарезать" видео на сцены с сохранением в отдельные файлы или мгновенным монтажом в один ролик. Применение данных программ позволят обеспечить:

После предварительных просмотров преподаватель должен определить цели и методы использования видеоматериала на занятии: - для передачи нового материала или для углубления или закрепления ранее полученных знаний; - определить время трансляции фильма на уроке: в начале, середине или конце; - провести выбор, как показывать фильм: полностью, или с перерывами; - сделать акцент на моментах показа, которые нуждаются в комментариях; - подготовить, какие вопросы надо задать по окончанию демонстрации [3].

При обучении студентов использование видеорядов раскрывает широкие возможности, особенно при проведении внеаудиторных мероприятий, позволяющих подробнее раскрыть содержание тех или иных тем. Для студентов среднего профессионального образования при изучении курса истории активно применяется данный метод.

Так, например, был специально подготовлен видеоролик, состоящий из видеоряда для проведения внеаудиторного мероприятия на тему: "Мифы и герои Древней Греции и Рима".

Цель мероприятия -  повышение интереса к истории и углубление знаний по мифологии Древней Греции и Рима. Форма мероприятия: турнир, в котором участвуют команды всех групп студентов первого курса. Наряду с образовательными, мероприятие решает и воспитательные задачи, способствуя сплочению студентов, проходящих социальную адаптацию на первом году обучения в среднем профессиональном учебном заведении.

Турнир включает в себя несколько этапов:

  1. Представление команды с демонстрацией названия, эмблемы и девиза команды.
  2. Показ домашнего задания, включающий студенческую творческую сценку на сюжет мифов Древней Греции и Рима, что сопровождается костюмированнием, декорацией, реквизитами и прочим.
  3. Викторина по мифам и героям Древней Греции и Рима, основанная на использовании видеоролика, состоящего из видеоряда.
  4. Подведение итогов турнира. Награждение победителей.

Самое главное в успешном осуществлении мероприятия - это тщательная подготовка, в которой наряду с организацией, координированием и контролем деятельности обучающихся, большое внимание уделяется созданию видеоролика. На данном аспекте организации мероприятия остановлюсь подробнее.

Для создания видеоролика, состоящего из видеоряда осуществлялась следующая работа:

- обзор современных художественных фильмов по мотивам мифов Древней Греции и Рима с учетом содержательного соответствия уровня сложности материала, возрастных особенностей аудитории участников мероприятия;

- отбор подходящих фрагментов фильмов;

- определение четкого хронометража фрагментов, который должен гармонично укладываться в организационную структуру целостного мероприятия, регламентированного по времени;

- составление вопросов и заданий к каждому фрагменту видеоряда;

- работа в специальной программе видеомонтажа по созданию единого ролика.

Данная разработка была апробирована на базе Сургутского филиала Финуниверситета среди студентов первого курса в 2018 году, получила позитивный отклик от студентов через обратную связь. Обучающие предложили сделать мероприятие ежегодным, а обмен впечатлениями между студентами старших и младших курсов превратили его в одно из ожидаемых студентами событий. При анкетировании участников, проведенном после завершения мероприятия, респонденты указывали на нетривиальность и интересную организацию мероприятия, в которых, в том числе, сыграл решающую роль применяемый видеоролик [2].

Таким образом, демонстрация видеорядов является одним из самых эффективных технических средств обучения. Одновременное воздействие видео и звука позволяет многоканально воспринимать информацию. Производительность обучения увеличивается, если одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. На примере разработанного и проведенного тематического мероприятия проявилась высокая эффективность применения видеоряда, что позволяет рекомендовать этот метод для разнообразного и систематического использования в образовательном и воспитательном процессе.

Практика проведения учебных занятий с использованием инновационных технологий показала их преимущество по формированию общих и профессиональных компетенций у студентов, по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у студентов к выполнению умственных и практических действий, стимулирования познавательной активности перед традиционными методами обучения.

 

Список использованной литературы

  1. Ануфриева, Н.В. Личная персонификация на занятиях по истории как эффективный прием повышения мотивации к изучению [Текст] / Н.В. Ануфриева // Global science. Development andnovelty». Сборник научных трудов по материалам VIII International Scientific Conference. 25.12.2018. - Франция, Монпелье, 2018. – С.38 – 41.
  2. Ануфриева, Н.В. Применение видеорядов при обучении студентов на примере изучения темы «Мифы и герои Древней Греции и Рима» [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/02/22/primenenie-videoryadov-pri-obuchenii-studentov (дата обращения: 12.12.2019).
  3. Кириллова, Н. Б. Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/545666/ (Дата обращения: 20.02.2019).
  4. Пакшина, Н.А., Емельянов, М.А. Возможности применения видеороликов в учебном процессе [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-videorolikov-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 20.02.2019).

 

  1. Anufrieva, N.V. Lichnaja personifikacija na zanjatijah po istorii kak jeffektivnyj priem povyshenija motivacii k izucheniju [Tekst] / N.V. Anufrieva // Global science. Development andnovelty». Sbornik nauchnyh trudov po materialam VIII International Scientific Conference. 25.12.2018. - Francija, Monpel'e, 2018. – S.38 – 41.
  2. Anufrieva, N.V. Primenenie videorjadov pri obuchenii studentov na primere izuchenija temy «Mify i geroi Drevnej Grecii i Rima» [Jelektronnyj resurs]. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/02/22/primenenie-videoryadov-pri-obuchenii-studentov (data obrashhenija: 12.12.2019).
  3. Kirillova, N. B. Jekrannoe iskusstvo v sisteme gumanitarnoj podgotovki specialistov: Uchebnoe posobie [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/545666/ (Data obrashhenija: 20.02.2019).
  4. Pakshina, N.A., Emel'janov, M.A. Vozmozhnosti primenenija videorolikov v uchebnom processe [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-videorolikov-v-uchebnom-protsesse (data obrashhenija: 20.02.2019).