Защита потребителей при дистанционном движении иностранных товаров

Сегодня, в современной действительности с каждым днём возрастает различного рода потребности в приобретение конкретных товаров. Так, в ходе масштабного роста глобализации, развития сети Интернет и открытости для человека торгового пространства, возникает огромное количество площадок для приобретения не только отечественных, но и иностранных товаров.

Более популярным нынешним способом является дистанционная торговля в вопросах о приобретении товаров из-за рубежа. Поэтому, актуальность этой тематики считается оправданной.

Хорошо развитый реальный сектор экономики свидетельствует о технологической мощи государства, а его сокращение, напротив, рассматривается как признак экономического спада.[2]

В российском законодательстве есть ряд норм, регулирующих данные правоотношения. И так, положения ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» не даёт четкого понятия о дистанционной торговле. В статье говорится о том, что, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.[1]

Таким образом, следует подчеркнуть особенность такого способа продажи. Покупатель не может лично узнать как сам товар, так и его образец. Из этого возникают вопросы при защите потребителей при дистанционном движении иностранных товаров.

Во-первых, хочется отметить правомочия субъектов данных отношений. Это сложность регулирования сетевой инфраструктуры и споры применения национального законодательства или отдельных его положений при дистанционном движении товаров из-за границы.[4]

Помимо проблем в задачах о юрисдикции норм, законодатель не учитывает такие категории, как условия и способ осуществления услуг. То есть, в нормах учитывает только категория «товар».[3] Но с широко представленным спектром услуг потребитель остается без защиты со стороны государства.

Во-вторых, следует упомянуть о том, что продавец должен до заключения договора предоставить информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.[1]

Здесь возникает уже более интересная ситуация. В основном продавцы размещают такую информацию на специализированных сайтах и не владеют им. Может оказаться так, что информация предоставлена неверно или с неточными характеристиками. Проблема, так называемых, информационных посредников и о допустимости ответственности владельцев этих площадок.[5] Плюс стоит вопрос о защите прав потребителей при таком нарушении.

Исходя из вышеизложенного, хочется сделать вывод о том, что тема защиты потребителей при дистанционном движении иностранных товаров является затруднительной насущной в современности. Вследствие того, что существует проблема применения международных и национальных норм и не налажен процесс защиты потребителей.

Так, данные правоотношения требуют кардинального пересмотра и дополнения в российское законодательство, которые смогут соответствовать международным актам и урегулировать отечественное право так, что бы защита потребителей была предусмотрена нормами и в действительности могла стать реальным защитным механизмом для субъектов дистанционной торговли.

Список литературы:

  • Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей"// СПС «Консультант Плюс"
  • Таможенный контроль [Электронное издание]: учеб. пособие для студентов вузов/ С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин.- Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.
  • Казицина Е. В. Правовые механизмы участия потребителей в дистанционных договорах // Молодой ученый. — 2019. — №50. — С. 516-519.
  • Пимаева О. А. Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 232-237.
  • Симонян А. Л. Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 154-156.