БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

BENCHMARKING AS A TOOL FOR MANAGING THE COMPETITIVENESS OF HEALTH-IMPROVING SERVICES

Повышение результативности деятельности – одна из важнейших задач, стоящих перед бизнесом в условиях рыночной экономики. Для организаций санаторно-курортной сферы  использование положительного опыта конкурентов и лидеров рынка становится одним из верных методов оптимизации хозяйственной деятельности и сохранения конкурентоспособности. Такой метод называется бенчмаркинг.

Бенчмаркинг позволяет исследовать и адаптировать лучший опыт компании не только данной сферы, но и других. Его использование решает самые разные задачи и обеспечивается внутренними и внешними ресурсами.

Основой для повышения конкурентоспособности учреждения санаторно-курортной сферы могут стать:

- стратегическое видение организации, методы и средства достижения перспектив;

- выбор целевых рынков и аудитории;

- выявление потенциала санаторно-оздоровительных услуг, его конкурентных преимуществ и недостатков;

- анализ и оценка конкурентов;

- оценка собственных возможностей и реализация существующего потенциала.

Наиболее распространенными направления повышения конкурентоспособности для санатория являются совершенствование материально-технической базы, повышение удовлетворенности потребителей, развитие инновационных услуг и повышение квалификации персонала.

Метод бенчмаркинга предполагает анализ предприятий по различным критериям. Такими критериями для оценки санаторно-оздоровительных услуг могут стать [1]:

  1. Санаторное лечение: методы лечения, диагностика, ассортимент проводимых процедур, укомплектованность медицинским персоналом, лечебные кабинеты, наличие современного медицинского оборудования, дополнительные услуги.
  2. Организация досуга: наличие объектов проведения досуга, организация спортивно-оздоровительной деятельности, проведение различных тематических мероприятий, концертов, экскурсионная деятельность, посещение общекурортных и внесанаторных мероприятий, водные развлечения, детское развлечение, показ кинофильмов.
  3. Наличие и использование природных лечебных факторов: климатолечение, грязелечение, применение природной минеральной воды, наличие бювета, рельеф местности (наиболее благоприятной для оздоровления считается пересеченная местность с перепадом высот), наличие терренкуров (специальных маршрутов для лечебной ходьбы), наличие значительного растительного покрова на территории и аэротерапия, гелиотерапия.
  4. Условия проживания: номерной фонд, оснащенность номеров, их состояние, возможность отдыха вместе с питомцами.
  5. Организация питания: организация диетического питания, качество пищи, наличие заказного меню.
  6. Инфраструктура: наличие объектов инфраструктуры, состояние, их доступность, чистота территории.

Реализация бенчмаркинга в санаторно-курортном комплексе проходит в несколько этапов [2]:

  1. Определение объекта бенчмаркинга. Для организаций санаторно-курортной сферы объектами бенчмаркинга могут стать разработка новых услуг, реклама услуг, управление финансовыми ресурсами, управление персоналом, ценовая политика, формирование новых медицинских услуг, управление существующими медицинскими услугами, организация питания в санаторном учреждении, управление анимационно-досуговой деятельностью, стратегия развития и т.д.
  2. Планирование исследования бенчмаркинга. Руководством санатория определяются ответственные лица, сроки выполнения и требуемые материальные ресурсы.
  3. Поиск, выбор партнера по бенчмаркингу. Проводится анализ рынка и выявляются основные конкуренты, формируется небольшая группа компаний, которые обладают лучшим опытом в выбранном объекте исследования.
  4. Сбор информации. Происходит непосредственно сбор информации об успешном опыте других компаний. Ее источником могут стать разные объекты, начиная от статистических данных, официальных исследований до получения информации через личные встречи, конференции, выставки. Главным условием деятельности на данном этапе является получение информации легальным путем.
  5. Разработка плана внедрения изученного опыта в компанию, его адаптация. На данном этапе ключевым является преобразование полученной информации в ту форму, которая будет наиболее приемлема для внедрения.
  6. Внедрение успешного опыта в деятельность санатория. На данном этапе в организацию внедряется изученный опыт анализируемых компаний, адаптированный под существующие условия.

Таким образом, результатами использования бенчмаркинга в санаторном бизнесе могут быть:

- увеличение доходов от деятельности;

- внедрение новых медицинских услуг;

- повышение качества и уровня удовлетворенности потребителя;

- улучшение методов диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний;

- более качественное использование имеющихся природных ресурсов;

- совершенствование предоставляемых досуговых услуг;

- совершенствование маркетинговых мероприятий, использование более широкого спектра рекламных средств.

Безусловно бенчмаркинг является значимым инструментом повышения эффективности деятельности компаний санаторно-курортной сферы. Оно позволит не только совершенствовать текущую работу организации, но и отслеживать ситуацию на рынке.

Список литературы

  1. Карчевская Е.Н., Домород А.В. Анализ конкурентоспособности санаторно-курортного хозяйства // Псковский регионологический журнал № 11, 2011
  2. Лайко М.Ю., Ильина Е.Л., Латкин А.Н., Панова Е.А. Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничных услуг // Дискуссия № 3 (77). 2017