АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

ANALYSIS OF FINANCIAL ACTIVITIES OF THE SOCIAL INSURANCE FUND

Социальное страхование играет важную роль в жизни современного общества. В России, где существует единая общенациональная система обязательного социального страхования, функции социального страхования выполняет Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд, ФСС РФ).

Фонд социального страхования выполняет финансовые функции. Фонд регулирует финансовые потоки; аккумулирует и перераспределяет финансовые ресурсы системы государственного социального страхования; обеспечивает механизм дотаций региональных отделений Фонда, которые нуждаются в пополнении средств, чтобы исполнять свои обязательства, которые предполагают выплату социальных пособий и компенсаций, установленных нормативно.

Исследуемый Фонд для осуществления своих функций нуждается в источниках дохода, которые могут быть налогового и неналогового происхождения.

Проведем исследование доходов и расходов Фонда социального страхования за период 2010 – 2018 гг.

Анализ исполнения бюджета Фонда за 2010-2018 гг. свидетельствует об отсутствии существенных проблем сбалансированности его доходов и расходов (рис. 1).

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3440-2.PNG

Рисунок 1 – Динамика доходов и расходов ФСС РФ 

В течение исследуемого периода в целом наблюдается профицит бюджета фонда. Однако, в 2010, 2015 и 2016 годах ФСС РФ имел дефицит бюджета. Профицит бюджета достигается за счет роста поступлений денежных средств в бюджет Фонда из федерального бюджета.

Далее рассмотрим структуру доходов бюджета фонда на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура доходов бюджета Фонда

Следует заметить, что доходы ФСС РФ состоят из налоговых и неналоговых доходов. Как видно из данных рисунка 2, доходы Фонда в настоящее время формируются в основном за счет сумм налогов и взносов.

На рисунке 2 изображена структура доходов Фонда в 2010-2018 гг. Из рисунка можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в доходах фонда занимает статья «Налоги, страховые взносы».

Из рисунка 2 видно, доходы бюджета ФСС РФ в период с 2010-2018 гг. увеличились за счет  роста налоговых доходов в 2018 году, по сравнению с 2010, на 205 %;

При этом произошло снижение поступлений из федерального бюджета также вдвое, а объем поступлений из федерального ФОМС практически не изменился.

В период с 2013 по 2014 гг. наблюдалась отрицательная динамика доходов бюджета ФСС РФ. Это может быть связано со следующими причинами:

1) образование в 2013 – 2014 гг. отрицательных безвозмездных поступлений. Это значит, что Фонд социального страхования должен был вернуть остатки межбюджетных трансфертов (субсидии, субвенции) прошлых лет, имеющих целевое значение.

2) валютный кризис в 2013-2014 гг. В связи с этим неналоговые доходы ФСС РФ, а именно от инвестирования части временно свободных средств и от использования имущества, находящегося в государственной собственности, значительно уменьшились, по сравнению с 2010-2012 гг. (докризисный период)

Таким образом, доходы ФСС РФ находятся в зависимости от экономической ситуации в стране: наблюдается снижение доходов в кризис (2013-2014 гг.) и их рост по мере улучшения ситуации в экономике.

Что касается изменения в структуре доходов, то доля налоговых поступлений за исследуемый период возрастает с 68,3% до 88,6%.

В настоящее время основное направление работы Фонда состоит в расширении, укреплении, совершенствовании законодательства, касающихся социального страхования с целью  того, чтобы увеличить доходы бюджета для достижения сбалансированности бюджета.

Далее рассмотрим динамику расходов бюджета Фонда на рисунке 3.

Рисунок 3 – Динамика расходов бюджета Фонда

 

Основную долю расходов в бюджете фонда составляют расходы на социальную политику и лишь небольшая часть (не более 3,6%) приходится на содержание аппарата Фонда социального страхования.

Расходы на социальную политику подразделяются на расходы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Структура расходов на социальную политику представлена на рисунке 4.

Как видно из рисунка 4, основную долю в структуре данных расходы составляют расходы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Рисунок 4 – Структура расходов на социальную политику

 

Представим структуру расходов на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на рисунке 5.

Рисунок 5 – Структура расходов на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Основной статьей расходов в данном направлении являются расходы на пособия по временной нетрудоспособности (около 50%). При этом, происходит снижение доли данного вида расходов с 52% в 2010 году до 47% в 2018 году.

Также значительную долю составляют расходы на выплату пособий по уходу за ребенком по достижению им 1,5 лет. Доля данного вида расходов возрастает с 23% в 2010 г. до 27% в 2018 г.

Также значительную долю составляют расходы на выплату пособий по беременности и родам. Доля данного вида расходов несколько возрастает с 18,5% в 2010 г. до 19,5% в 2018 г.

Представим структуру расходов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на рисунке 6.

Рисунок 6 – Структура расходов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

Как видно из рисунка 6, основную долю в структуре данного вида расходов занимают ежемесячные страховые выплаты (более 50%). При этом, происходит снижение доли данного вида расходов с 59% в 2010 году до 56% в 2018 году.

Также значительную долю составляют расходы на предупредительные меры по сокращению травматизма. Доля данного вида расходов возрастает с 15,8% в 2010 г. до 16,3% в 2018 г.

Также значительную долю составляют расходы на оплату медицинской, социальной реабилитации. Доля данного вида расходов несколько возрастает с 10,1% в 2010 г. до 10,5% в 2018 г.

Таким образом, в целом за исследуемый период наблюдается увеличение доходов  и расходов бюджета Фонда социального страхования. В течение исследуемого периода в целом наблюдается профицит бюджета фонда. Профицит бюджета достигается за счет роста поступлений денежных средств в бюджет Фонда из федерального бюджета.

 

Список литературы

  1. Federal'nyy zakon ot 16.10.2019 N 335-FZ "Ob ispolnenii byudzheta Fonda sotsial'nogo strakhovaniya Rossiyskoy Federatsii za 2018 god" [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: https://bazanpa.ru/gd-rf-zakon-n335-fz-ot16102019-h4535367/
  2. Ofitsial'nyy sayt Fonda sotsial'nogo strakhovaniya [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: https://fss.ru/ru/statistics