ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ

В российском законодательстве существует несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют рекламную деятельность. Основным из них является Федеральный закон «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) [1].

Однако, существуют некоторые виды товаров и услуг, возможность рекламы которых содержится в отдельных нормативно-правовых актах. Так, реклама лекарственных средств регулируется не только нормами Закона о рекламе, но и ст. 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» [2]. А положения о рекламе химикатов и пестицидов содержатся в Федеральном законе «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» [3].

После крушения социализма и перехода на рыночную экономику в России стала активно развиваться предпринимательская деятельность. Это значит, что возникла конкуренция, и каждый предприниматель желает привлечь как можно больше потребителей. Одним из самых распространенных методов является реклама.

Реклама – это распространение информации о товарах и услугах с целью привлечения как можно большего количества потребителей и продвижения своих услуг и товаров на рынке[4].

Рекламные отношения, также как и другие, включают в себя несколько взаимодействующих субъектов: рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Взаимоотношения между ними регулируются Законом о рекламе, и договорами. Однако самым главным субъектом следует считать потребителя, так как именно для него и создается реклама.

Для того чтобы, реклама пользовалась спросом и была осуществлена в рамках закона, рекламодателям необходимо соблюдать закон и составлять ее с учетом рекомендаций и запретов, например:

- простой язык изложения;

- распространение рекламы на государственном языке, в данном случае, на территории Российской Федерации на русском языке;

- обязательно должен быть указан номер лицензии и орган, который    ее выдал;

- если рекламируются товары, которые должны быть сертифицированы, эту информацию необходимо указать;

- запрещается рекламировать товары и услуги, запрещенные законодательством Российской Федерации;

- в рекламе не должно быть агрессии, а также информации, приносящей вред несовершеннолетним.

Существуют определенные требования к рекламе на законодательном уровне в зависимости от видов рекламируемых товаров и услуг.

  1. Так, рекламе, транслируемой по телевидению или по радио,

необходимо помимо вышеперечисленных рекомендаций, соблюдать временные рамки, т.е. не допускается превышение ролика или объявления дольше установленного времени.

  1. Для распространения наружной рекламы (плакаты, баннеры, стенды, табло и т.д.) необходимо разрешение органов местного самоуправления, а также договор с собственником, который не возражает против того, чтобы на его собственности размещалась наружная реклама.

Однако не все виды товаров законодательство позволяет рекламировать предпринимателям либо устанавливает рамки. Существуют определенные требования к рекламе товаров, способных нанести вред жизни и здоровью. По телевидению, например, не допускается рекламировать алкоголь и табак. Нарушение этого запрета может привести к положительному отношению несовершеннолетних к курению и употреблению спиртных напитков.

Рекламу, связанную с осуществлением страховых услуг и т.д., также специально регулирует закон. Так, нельзя указывать размеры дивидентов по ценным бумагам и в целом давать гарантии, обещая 100 – процентную эффективность, которую потребитель получит в результате той или иной оказанной услуги.

В ст. 7 Закона о рекламе содержится положение о запрете рекламы отдельных видов товаров и услуг. К ним относятся:

- наркотические и психотропные вещества;

- взрывчатые материалы;

- торговля человеческими органами;

- если нет государственной регистрации на товары, на которые она необходима;

- услуги по искусственному прерыванию беременности и т.д.

Та реклама, которая нарушает все вышеперечисленные требования и ограничения, признается ненадлежащей. Не допускается распространение недобросовестной рекламы, что в наше время пытаются нередко осуществить предприниматели, конкурируя друг с другом [5].

Недобросовестной рекламой является унижение лиц, которые не приобретают рекламируемый товар или не пользуются определенной услугой, умышленный подрыв авторитета конкурентов и т.д.

Помимо вышеперечисленных норм и требований, в рекламе также не должно содержаться никакой информации, нарушающей нормы этики, не соответствующей действительности, то есть заведомо ложной.

Контроль за осуществлением рекламной деятельности, осуществляет ФАС Российской Федерации. И в том случае, если государственным органом выявлено нарушение со стороны рекламодателя и рекламораспространителя, то необходимо осуществить контррекламу, то есть сообщить о том, что реклама была осуществлена ненадлежащим образом.

В том случае, если в результате такой рекламы были задеты и нарушены права иных лиц, последние имеют право в судебном порядке требовать выплату морального ущерба и опровержения информации, содержащейся в рекламе [6]. 

Подводя итоги исследования, можем сказать о том, что законодательство Российской Федерации на достаточно высоком уровне регулирует рекламную деятельность. Но в данной сфере, как и во всех остальных, есть определенные проблемы. Если официально запрещенные товары и услуги не рекламируются предпринимателями, то это активно делается в подпольных условиях. Поэтому считаем необходимым предложить ужесточить меру ответственности за осуществление незаконной рекламы.

Литература

  1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 20.03.2006. № 12, ст. 1232.
  2. Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ(ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 19.04.2010. № 16, ст. 1815.
  3. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ.  21.07.1997. № 29, ст. 3510.
  4. Полукаров В.Л. Производство, размещение и распространении рекламного продукта. М., 2013. – С. 54.
  5. Минбалев А.В. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб.пособие. М., 2014. – С. 43.
  6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.

Literature

  1. Federal Law on Advertising from March 13, 2006 No. 38-Fz (ed. 02.08.2019) / Assembly of Russian legislation. March 20, 2006. 1232.
  2. Federal Law on the Treatment of Medicines of April 12, 2010 N 61-Fz (ed. 27.12.2019) / Russian Legislative Assembly. April 19, 2010. 1815.
  3. Federal law on the safe treatment of pesticides and agrochemicals from 19.07.1997 No. 109-Fz (ed. 27.12.2019) / Assembly of Russian legislation. July 21, 1997. 3510.
  4. V.L. Semikars Manufacturing, Placing and Distributing advertising product. M., 2013. S. 54.
  5. Minbalev A.V. Legal regulation of advertising activities: Study. Benefit.M., 2014. S. 43.
  6. «Russian Federation Code on Administrative Offences» of 30.12.2001 No. 195-Fz (ed. 27.12.2019) (with the iz. and add-on, came into force from February 1, 2020) / Assembly of Russian legislation. January 7, 2002. 1.