ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

Изменения, которые произошли в последние годы, требуют от профессионального образования изменения в подготовке специалистов. Теперь творческий потенциал личности влияет на успешность в профессиональном плане. Поэтому от образования все больше требуют ориентацию на творческое развитие личности каждого обучающегося. В этой связи встает вопрос об ориентации содержания и технологий обучения на развитие проектных умений у студентов как основы творческой деятельности, в том числе в системе среднего профессионального образования.

Под творческими профессиями и специальностями средних профессиональных учреждений  в нашем исследовании будем понимать такие профессии как «Закройщик», «Художник по костюмам», «Парикмахер», «Изготовитель изделий из ткани с художественной росписью»  и специальности: «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Технология парикмахерского искусства» и т.п. За основу взяты профессии и специальности СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды» г. Санкт-Петербург.

Общепринятого однозначно определенного понятия «проектные умения» в научно-методической литературе мы не обнаружили. Различные авторы характеризуют «проектные умения» с учетом области их применения. В частности, нас будет интересовать определение «проектных умений» студентов колледжа творческих профессий и специальностей средних профессиональных учреждений.

В отношении общеобразовательной школы Елизарова Е.А. формулирует понятие «корпоративные проектные умения» как «умения: обсуждать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к теме задания-проекта; осуществлять коллективное построение «дерева целей»; планировать и распределять совместную деятельность при соблюдении интересов всех участников; коллективно анализировать и выбирать оптимальные способы решения проектного задания; осуществлять групповую рефлексию и оценку: созданного проекта, своих действий, действий других участников; устанавливать отношения делового сотрудничества; коллективно разрабатывать и осуществлять компьютерную презентацию проекта» [1,с. 9]. В определении «проектные умения» рассматриваются с акцентом на корпоративные особенности их развития, что не совсем нам подходит, т. к. целью нашего исследования является выявление индивидуального умения специалиста, которое, в том числе, может (должно) включает в себя и умение коллективного сотрудничества. Содержание понятия является недостаточным и по отношению к умениям, которые должны быть сформированы у студентов среднего профессионального учреждения.

  Пак В.В в своей работе рассматривает «обобщенные проектные умения» в отношении студентов инженерного вуза, как «умения: ставить проблему, формировать гипотезу, составлять план реализации проекта, пооперационно реализовывать проект, анализировать полученные результаты и возможности их внедрения, защищать проект» [2,с. 7]. Определение рассмотрено в отношении студентов вузов, а не средних профессиональных учреждений, кроме того, в нем отсутствует ссылка на умения применять современные средства ИКТ к процессу моделирования и комплексные умения учитывать постоянно меняющуюся конкурентную среду, в которой проходит деятельность современного специалиста.

Никонова Т. В.  пишет о «проектно-технологических умениях» студентов: «в основу «проектно-технологические умения» положены основные компоненты проектной деятельности специалиста: проблематизация, постановка целей и задач деятельности, моделирование, планирование алгоритма технологического процесса, рефлексия» [3, с. 7]. Представляется, что данное определение, сформулированное для технологического процесса, в отношении нашего исследования – для специалистов творческих специальностей, несколько узко.

Горбунова, Н. В., Кочкина Л. В., обсуждая организацию работы над проектом, формулируют: «Под проектными умениями будем понимать группу умений, которая выделяется по такому признаку как их общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач. Совокупность проектных умений включает следующие умения: разрабатывать и планировать собственную деятельность в соответствии с целями проектного задания; выбирать информацию, относящуюся к теме задания-проекта; анализировать и выбирать наиболее рациональные способы решения проектного задания; создавать и осуществлять свои варианты действий по созданию проектов; осуществлять оценку созданного проекта и самооценку своих действий» [4,с. 21-27]. «Умения, входящие в содержание проектных, находятся в системной взаимосвязи друг с другом и являются умениями интеллектуального и творческого характера, связанными с созданием мысленных образов» [5,с. 8]. Данное определение некоторыми позициями повторяет предыдущие определения, но в нем нет упоминаний об умениях применять современные средства ИКТ к процессу моделирования.

Кочеткова О. А., Гаврилова М. А., говоря о формировании проектных умения в курсе «Теории и Методики обучения математике» достаточно подробно описывают проектные умения студентов математических специальностей педагогических вузов: «конструктивные, проектировочные, организационные, коммуникативные, диагностические. Характеристики конструктивных умений: выбирать содержание проектов по математике; формулировать учебные проблемы, цели и задачи; конструировать этапы проекта; определять оптимальные формы представления результатов деятельности. Характеристики проектировочных умений: проектировать направления исследования учащихся; проектировать деятельность учителя в процессе организации проектной деятельности учащихся; обосновывать практическую значимость результатов проекта. Характеристики организаторских умений: создавать проблемную ситуацию; организовывать работу учащихся; организовывать оценку результатов проектной деятельности учащихся, в т. ч. промежуточной; организовывать выполнение графической и математической обработки результатов. Характеристики коммуникативных умений: организовывать самостоятельное обсуждение в группах; организовывать общение учащихся в группах при проведении исследований; организовывать обсуждение полученных данных. Характеристики диагностических умений: оценивать промежуточные и конечные результаты проектной деятельности; оценивать содержательно-организационные стороны защиты учащимися результатов проведенных исследований; оценивать содержательно-организационные стороны проекты в целом» [6,с. 469-470]. Определение очень подробно рассматривает все стороны «проектных умений», многие из которых оказались бы полезными и подошли бы для нашего исследования, вместе с тем они требуют уточнений, т. к. рассматриваются применительно исключительно к педагогическому процессу.

В большей степени нас заинтересовала  формулировка Алисиевич Е.П., которая рассматривает проектные умения у студентов колледжа технического профиля: «Проектные умения - способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность, особенно с использованием современных информационных и коммуникационных технологий; готовность принимать решения в условиях быстрых изменений и жесткой конкуренции, нести ответственность за результаты своей деятельности; умение работать в команде в условиях коллективных форм организации труда; стремление к лидерству» [7,с. 7]. Алисиевич Е.П. конкретизировала  содержание понятия «проектные умения студентов средних специальных учебных заведений», как «умения, под которыми понимаются освоенные студентами способы выполнения проектной деятельности на основе знаний о том, как действовать и осознания условий, при которых действия приведут к достижению соответствующей цели» [7, с. 8]. Данное определение также требует некоторых уточнений и внесения изменений, т. к. оно рассмотрено для студентов технических специальностей.

Большинство исследований, которые нам встретились в литературе, проведены для студентов технических и/или математических специальностей, учитывая, что в нашем случае мы рассматриваем понятие «проектные умения» как компетенцию профессиональной деятельности студентов творческих профессий и специальностей, то возникает необходимость уточнения этого понятия.

Таким образом, проведенное исследование позволило выделить некоторые, на наш взгляд, существенные позиции в комплексе «проектных умений» студентов творческих профессий и специальностей средних профессиональных учреждений:

  • самостоятельно формулировать проблему, цели и задачи проекта; составлять план (алгоритм) реализации проекта;
  • находить и отбирать информацию, относящуюся к теме проекта;
  • анализировать и выбирать оптимальные способы решения;
  • пооперационно реализовывать проект;
  • осуществлять оценку результата на разных этапах и в целом созданного проекта и самооценку своих действий;
  • вносить изменения в проект, если это требуется, сопоставляя его с гипотетическим результатом;
  • использовать методы математического моделирования при реализации проекта;
  • использовать современные информационные и коммуникационные технологии для реализации проекта;
  • нести ответственность за результаты своей деятельности;
  • принимать верные (оптимальные) решения в условиях быстрых изменений и жесткой конкуренции.

Дальнейшие шаги в исследовании понятия «проектные умения» студентов творческих профессий и специальностей средних профессиональных учреждений  будут направлены на поиск возможных методов и технологий их развития у студентов, возможно это будет изучение задач на оптимизацию, профессионально-ориентированных задач и учебных ситуаций.

 

Список литературы:

 

  1. Елизарова Е. А. Формирование проектных умений старшеклассников в корпоративном образовательном взаимодействии [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01)/ Елизарова Евгения Анатольевна; Гос. обр. учр. высшего проф. обр. «Оренбургский государственный университет. - Оренбург,2009.-23с.
  2. Пак В. В. Формирование обобщенных проектных умений студентов инженерного вуза в процессе обучения физике [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02) / Пак Виктория Вячеславовна; Уральский государственный педагогический университет.-Томск, 2016.-24с.
  3. Никонова Т. В. Методика развития проектно-технологических умений студентов средствами проектирования [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02)/ Никонова Татьяна Викторовна; ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально- педагогический университет». - Екатеринбург, 2007.-26с.
  4. Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом / Н. В. Горбунова, Л. В. Кочкина // Образование в современной школе. – 2000. – №4. – С. 21-27.
  5. Веселова В.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкуренции [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ канд. пед. наук(13/00/08) / Веселова, Валерия Григорьевна; филиал СГПИ. – Армавир, 2001. – 22 с.
  6. Кочеткова О. А., Гаврилова М. А. Формирование проектных умений студентов в курсе Теории и Методики обучения математике. О. А. Кочеткова, М. А. Гаврилова//Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011.- №26.- с 468-473.
  7. Алисиевич Е.П. Формирование проектных умений студентов средних специальных учебных заведений технического профиля [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук  (13.00.08)/ Алисиевич  Елена Павловна; ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».- Шуя,2009.-24с.