ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

STATE REGULATION OF ADVERTISING ACTIVITIES

В Российской Федерации регулированию рекламной деятельности отводится особое место. И с этим трудно не согласиться. Ведь невозможно оспорить тот факт, что каждый из нас постоянно сталкивается с рекламой в том или ином ее виде. Из-за такой возрастающей популярности нам и необходимо иметь тот контролирующий рычаг, который бы защищал нас от негативного воздействия рекламных роликов, акций и т.д. Реклама представляет собой не только средство коммуникации, но и выступает орудием, оказывающим влияние на все сферы жизни человеческого общества. Так как ее влияние сегодня, как никогда, огромно, мы решили просмотреть, как же все-таки законодатель разграничил и решил связанные с ней проблемные вопросы.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы касательно рекламной деятельности, является Федеральный закон от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе». Данный закон закрепил легальное определение рекламы и определил ее как информацию, распространяемую в любой форме, с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке[1]. Так, определяя основные особенности рекламы, мы исходим из того, что она: а) имеет информационную природу; б) независима от способа и формы распространения; в) адресована неопределенному кругу лиц; г) имеет свой объект рекламирования; д) имеет целью привлечение, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования.

Под государственным регулированием рекламной деятельности понимается система правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия на рыночные процессы. К целям государственного регулирования рекламной деятельности относится приведение публичных и частных интересов в сфере рекламного бизнеса к балансу, защита потребителей от недобросовестной рекламы и недостоверной рекламы, ее пресечение и недопущение. Инструментом, с помощью которого государство регулирует и контролирует рекламную деятельность, является законодательная база.

Одним из актов, который осуществляет государственный надзор за рекламой, является Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2012г. №1346 "Об утверждении положения о государственном надзоре в области рекламы". Это Положение закрепило задачи, которые ставит государство при решении вопросов, связанных с рекламой: кто может осуществлять контроль за сферой рекламного бизнеса, права и ответственность лиц, осуществляющих такую деятельность[2].

Согласно другому положению, утвержденному Постановлением Правительства №331, существует орган, который является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по принятию нормативно-правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Таким органом выступает Федеральная Антимонопольная Служба РФ (далее ФАС РФ).

Осуществляя государственный надзор, ФАС РФ руководствуется всеми принадлежащими правами и обязанности для выявления, предупреждения и пресечения нарушений. Это возможно с помощью проведения проверок как с органами власти, так и без их участия, путем проведения профилактических мероприятий, семинаров, круглых столов, выдачи предписаний о недопущении нарушения и другие меры, целью которых является воздействовать на правосознание субъектов рекламного рынка и предупредить последующие нарушения, также необходимо проведение последующих анализирующих, прогнозирующих мер и контроля за соблюдением всех обязательных требований.

Кто правомочен на осуществление государственного надзора? Это руководители Федеральной антимонопольной службы и руководители ее территориальных органов; заместитель руководителя и заместители руководителей территориальных органов; руководитель структурного подразделения, а также иные должностные лица, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.

При осуществлении государственного надзора в сфере рекламы вышеперечисленные должностные лица пользуются всеми принадлежащими им правами в соответствии с законодательством РФ[3]. Так, статья 33 ФЗ «О рекламе» закрепила полномочия антимонопольного органа при осуществлении им государственного надзора в сфере рекламы.

Согласно положениям статьи, во-первых, антимонопольный орган вправе выдавать субъектам рекламной деятельности (рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям) обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом при установлении факта нарушения законодательства в той или иной части, антимонопольный орган должен пресечь распространение ненадлежащей рекламы.

Во-вторых, полномочием антимонопольного органа является выдача федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган также вправе предъявить иск в суд о запрете распространять ту рекламу, которая не отвечает требованиям законодательства, а также вправе предъявить требования о публичном опровержении недостоверной рекламы, выпустив контррекламу.

У антимонопольного органа существует право на обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными или недействующими полностью или в части ненормативных актов, противоречащих законодательству о рекламе.

Установив нарушения в той или иной сфере, антимонопольный орган вправе применить меры ответственности, предусмотренные законодательством РФ. Такой мерой может стать  ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает применение мер административного воздействия на нарушителя в виде штрафа.

Антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, ею могут быть стенды, щиты, электронные табло и т.п., при этом ответственность за установку такой конструкции будет реализована в соответствии со ст.14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[4].

В продолжение рекламных конструкций стоит сказать, что антимонопольный орган может выдать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции.

В заключение полномочий антимонопольного органа стоит отметить, что он вправе организовывать и проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе[5].

Необходимо подчеркнуть, что при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы на антимонопольном органе лежит запрет по разглашению информации, составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну. В случае разглашения таких сведений сотрудники антимонопольного органа будут нести ответственность: уголовную, административную или дисциплинарную в зависимости от причиненного обществу, государству или гражданину материального и морального ущерба. Но существует информация, не относящаяся к сведениям коммерческой, служебной тайны, такими данными являются сведения из учредительных документов и регистрационных свидетельств (ОГРН, ИНН, лицензий, разрешений на занятие предпринимательством), данные о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия и другое.

Итак, стоит заметить, что государство предусмотрело механизмы, защищающие нас, потребителей, от влияния недобросовестной и недостоверной рекламы, наделив при этом соответствующие органы регулирующими, контролирующими  функциями. Контроль со стороны государства необходим, ведь реклама, выпущенная с нарушением требований законодательства, может вызвать недоверие потребителей к самому товару, производителю и даже к государству. Очень важно, что, несмотря на такой контроль со стороны государства, рекламная деятельность продолжает стремительно развиваться и расширяться, при этом принося на рынок новые продукты с новыми производителями, тем самым, обогащая и расширяя его.

Использованные источники:

  1. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2012г. №1346 "Об утверждении положения о государственном надзоре в области рекламы".
  4. Губин Е.П., Лахно П.Г. "Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник" (3-е изд., перераб. и доп.) "НОРМА", "ИНФРА-М", 2017.
  5. "Постатейный комментарий к Федеральному закону "О рекламе" (Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Карташов Н.Н., Котов С.Ф., Никитина Т.Е.) ("Статут", 2012).

 

[1] Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2012г. №1346 "Об утверждении положения о государственном надзоре в области рекламы".

[3] Губин Е.П., Лахно П.Г. "Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник" (3-е изд., перераб. и доп.) "НОРМА", "ИНФРА-М", 2017.

[4] "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

[5] "Постатейный комментарий к Федеральному закону "О рекламе" (Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Карташов Н.Н., Котов С.Ф., Никитина Т.Е.) ("Статут", 2012).