ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно заявлению ФАС, к 2013 году в России была сформирована современная правовая и организационная система антимонопольного регулирования, что проявляется в соответствии правовых институтов защиты и развития конкуренции лучшим практикам ведущих антимонопольных органов в мире, а также в эффективном взаимодействии антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, профессиональных сообществ юристов и экономистов, которое привело к созданию организационного механизма защиты конкуренции, позволяющего выработать стандарты и практические требования антимонопольной политики в отношении важнейших товарных рынков Российской Федерации.        

Однако несмотря на это, ФАС признает, что в антимонопольном регулировании существует ряд важных проблем и вся система по-прежнему требует эффективного развития и совершенствования. В Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. утверждены основные направления, требующие особого внимания для того, чтобы достичь совершенствования системы. Среди них:

  • создание благоприятной организационной и институциональной среды;
  • совершенствование антимонопольного законодательства и практики его применения;
  • развитие и совершенствования институтов, предупреждающих антимонопольные правонарушения;
  • оптимизация подходов к определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов;
  • реализация мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынках с ограниченной конкурентной средой;
  • развитие кадрового потенциала ФАС и повышение квалификации ее сотрудников и многие другие.

 

Для эффективного развития системы антимонопольного регулирования в 2017 г. Указом Президента был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы. В нем определены цели  и основополагающие принципы совершенствования антимонопольной политики на ближайшие годы. План направлен на то, чтобы до 2020 года в каждой отрасли присутствовало не менее 3-х хозяйствующих субъектов, в 2 раза было снижено число антимонопольных нарушений органов власти, в 2 раза должна быть увеличена доля государственных закупок у малого бизнеса и СОНО (социально ориентированные некоммерческие организации) и на 18% - закупок госкомпаний у малых и средних предприятий.

Помимо этого, План предусматривает внесение законопроектов об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, ограничение государственного участия в хозяйственных обществах, исключение возможности отнесения хозяйствующих субъектов, действующих в конкурентных сферах, к субъектам естественных монополий, поэтапное ограничение госрегулирования тарифов в конкурентных сферах. Планируется введение общественного контроля совета потребителей за решениями по тарифам субъектов естественных монополий и госкомпаний. Будет закреплен единый порядок досудебного рассмотрения споров по государственным тарифам.

5 апреля 2018 года, на первом заседании Государственного совета после выборов Президента РФ основной темой обсуждения явилось  развитие конкуренции и пути совершенствования системы антимонопольного регулирования и контроля. На заседании выступил Президент РФ и были представлены доклады ряда руководителей федеральных органов, которые констатировали неутешительную ситуацию в экономике нашей страны. В частности, министр экономического развития доложил, что за 2017 год в России в прошлом году, по оценкам экспертов, доля государства в экономике "опять выросла и вплотную приблизилась к отметке 50%". Руководитель рабочей группы Госсовета РФ по вопросам развития конкуренции, глава Удмуртии А.В. Бречалов, призвал обратить пристальное внимание на количество ГУПов и МУПов, которые наносят вред региональным экономикам. По его словам, несмотря на политику сокращения их числа, их закрытие зачастую формальное, а на деле они государственные и муниципальные учреждения, которые просто переводятся в акционерные общества со стопроцентным участием государства. По данным Росстата, на конкурентных рынках действует более 300 тыс. организаций с государственным или муниципальным участием. В.В. Путин обратил внимание на тот факт, что "государственные структуры и компании с государственным участием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, фактически вытесняют его с рынков, монополизируют эти рынки". Как следствие, идет процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела. В 2017 году было возбуждено 675 дел об антиконкурентных соглашениях, из них 360 дел - по картелям. Это, по его словам, на 8% больше, чем в 2016 году.

Все это свидетельствует, что необходимо предпринимать жесткие меры по развитию и совершенствованию системы антимонопольного регулирования и контроля. Важно, что руководство нашей страны это понимает. Помимо путей, утвержденных в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. и в Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годе, на данный момент активно обсуждаются следующие идеи улучшения данной системы. Во-первых, необходимо сделать наказания за нарушения антимонопольного законодательства максимально жестоким. Эта инициатива поддерживается многими, в том числе и Президентом РФ. Аргументируется это тем, что жесткие наказания за данные правонарушения существуют во всех передовых странах с развитой экономикой. Во-вторых, обсуждается идея усиления роли и значений  усиления ФАС при предварительном следствии и судебном разбирательстве. На мой взгляд, все эти идеи необходимо реализовать в скорейшем времени, так как они способны улучшить ситуацию с конкуренцией в России. Также необходимо проконтролировать эффективное выполнение задач, сформулированных в упомянутых Стратегии и Национальном плане.

Помимо этого, я считаю целесообразным создать федеральных орган исполнительной власти, который специализировано занимался вопросами развития малого и среднего предпринимательства в России. На настоящий момент на федеральном уровне нет единого ведомства в ранге министерства, службы или агентства, занимающего защитой этих двух уровней бизнеса. Правда стоит отметить, что подобный специализированный орган существует в рамках межведомственной правительственной комиссии. Однако он носит лишь совещательный и координационный характер, а за последние годы ситуация с малым и средним бизнесом осталась в лучшем случае неизменной, а согласно вышеупомянутому заявлению министра экономического развития – ухудшилась. Поэтому необходимо создать именно специализированный федеральный орган, целенаправленно на постоянной основе занимающийся вопросами развития и защиты малого и среднего бизнеса. Это поможет и ускорит процесс демонополизации отдельных сфер экономики, обеспечит конкуренцию, усилит систему антимонопольного регулирования и контроля.

Использованные источники:

  1. Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — М. : Издательство Юрайт, 2018
  2. Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы")// Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  3. Постановления Правительства от 30.06.2004г №628 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  4. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг." (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013)
  5. Приказ ФАС России от 06.07.2015 N 557/15 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. (II этап - 2016 - 2020 годы)"