ИННОВАЦИЯ КАК СТИМУЛЯТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ОБЩЕСТВА

INNOVATION AS A STIMULANT OF ECONOMIC GROWTH OF THE COMPANY

На стыке 20-го и 21-го веков в управленческой науке произошло очередное изменение - сместился акцент от контроля на побуждение работника мыслить до привлечения к реализации замыслов компании-работодателя. Персонал стал рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий эффективность деятельности организации, и который обеспечивает ее конкурентоспособность в условиях глобализации экономики. Эти изменения усилили внимание к стратегическим вопросам управления развития персонала на всех уровнях управления.

В последние десятилетия в мировой экономике приоритетными стали отрасли, связанные с высокими технологиями, внедрение и развитие которых позволило ряду государств резко увеличить свой социально-экономический потенциал и перейти в число высокоразвитых. Высокотехнологичный сектор является инновационным и обладает значительным уровнем конкурентоспособности. Создание, использование и коммерциализация высоких технологий стала необходимостью в глобальной гонке за конкурентоспособность.

В последние десятилетия категория «инновация» из узко технологического и научного понятия трансформировалась в социально-экономическую категорию. Особую роль в этом сыграли не только достижения научно-технического прогресса и процессы глобализации, но и стремления бизнеса и рыночных регуляторов взглянуть на данную категорию шире, осмыслив всю палитру характеристик и свойств, присущих инновации.

Категория инновации в значительной степени должна отражать как результаты промышленных преобразований, так и управляемый спрос,  а также знание экономических и маркетинговых законов. Важно то, что инновации – это конкретный результат-продукт (новшество), предложенный на рынок и удовлетворивший интересы потребителя. Знание инновационного механизма, его рычагов и стимулов имеет ключевое значение для развития рыночных процессов, является одним из важнейших факторов конкурентоспособности как отдельных предприятий, так национальной экономики в целом. Успешные и передовые компании постоянно внедряют инновации, но интенсивность этого процесса может быть различной. Принцип инновационности основан в первую очередь на улучшении организации труда персонала, мотивации работников, поощрении и развитии персонал-технологий, повышения экономической ээфективности трудовой деятельности организаций. [4, с.5-7]

Многие выпускники инженерных вузов недостаточно подготовлены к работе на высокотехнологичных предприятиях, в частности, плохо владеют современными методами проектирования, не чувствуют полезности той или иной информации, необходимой для развития производства. Их переход на инженерные и управленческие должности возможен только после адаптации к производству. Для этого большая часть молодых специалистов с высшим образованием, не имеющих практического опыта, должна сначала потрудиться на рабочих должностях. Сегодня на инженерно-технические должности сразу могут претендовать не более половины вчерашних студентов, зарекомендовавших себя во время учебы и производственных практик, а на управленческие должности –не более 5%. Ускоренное развитие и внедрение новых наукоемких технологий,  появление инновационных видов техники и оборудования предъявляют высокие требования к профессиональному опыту и квалификационному уровню трудовых ресурсов. При этом молодым сотрудникам, как правило, отдается наименьшее предпочтение со стороны работодателя, что делает молодежь наименее защищенной категорией работников. Повышение образовательного уровня и формирование интеллектуального потенциала и мотивация инновационной деятельности способствует обеспечению высокой конкурентоспособности в условиях регионального рынка труда. Непрерывное образование и повышение квалификации приводят к расширению интеллектуальных способностей и возможностей работающей молодежи, что повышает перспективы профессионального роста и повышения уровня жизни. 

Человек – центральная движущая сила в научно-техническом прогрессе. Итогом введения и использования достижений НТП считается повышение эффективности функционирования народного хозяйства. Под эффективностью научно-технического прогресса понимается соотношение затрат и эффекта, которые вызвали данный эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который выявляется в связи с внедрением достижений НТП. [5,с. 130] Следовательно, научно-технический прогресс считается процессом взаимосвязанного поступательного развития науки, техники, производства и культуры, которые образуют целостный комплекс: «наука – техника – производство – потребление». В общем виде научно-технический прогресс, а так же развитие и практическое применение результатов гуманитарных наук, включает в себя всю область человеческого сознания и направлен на совершенствование производительных сил и цивилизованных производственных отношений человеческого общества, характеризует нынешние конфигурации культуры развития. Таким образом, главнейшим условием осуществления вышесказанных приоритетных направлений развития науки и техники, а так же сохранения первенства в целом ряде технологий является достаточный уровень финансирования научной сферы. Возникновение финансовых ресурсов нереально без обеспечения устойчивого экономического роста и стабилизации экономики. Исходя из этого, следует обеспечить сохранность и удвоение научно-технического потенциала, периодическое обновление оборудования, развитие материальнотехнической базы машиностроения, определяющей качество оборудования и технологических систем, а также приборостроения, электроники и электротехники и т.д. Ведь при осуществлении указанных условий прогнозируемые оценки развития НТП бывают достаточно оптимистичными. Введение инноваций всё чаще рассматривается как единственный способ увеличения конкурентоспособности производимых товаров, а так же обеспечения высокого уровня доходности и темпов развития.  Благодаря этому предприятия, которые встали на пути преодолевания экономических трудностей, стали своими силами проводить разработки в сфере технологических и продуктовых инноваций, основываясь на том, что инновационная деятельность является процессом, который направлен на внедрение результатов научных исследований и разработок либо других научно-технических достижений в реализуемый на рынке усовершенствованный или новый продукт, в усовершенствованный или новый технологический процесс имеющий практическое применение. В условиях современной жестокой конкуренции предприятия не смогут долго существовать, не произведя заметных усовершенствований в своей работе. Внедрением новой техники и технологий в деятельность предприятия можно заметно улучшить качество и характеристику изделий, а также улучшить методы, средства и организацию производства. Введение  новшеств на предприятии проводится, как принято, в следующих направлениях: [2]

  • осваивается новая и модернизируется выпускаемая продукция;
  • в производство внедряются новые технологии, оборудование, машины, материалы и инструменты;
  • применяются новые информационные технологии и новые способы производства продукции;
  • совершенствуются и примененяются новые прогрессивные методы, средства и правила организации и управления производством.

 Задачи комплексного усовершенствования техники и организации производства в первую очередь согласовываются с потребностями рынка. Во-первых, назначается продукция, которую предприятию надлежит осваивать, а так же её возможные потребители и конкуренты. Данные вопросы должны решаться инженерами, экономистами и маркетологами, разрабатывающими техническую политику и стратегию развития предприятия. Исходя из инновационного потенциала происходит выбор той или иной стратегии, как мера готовности выполнять поставленные цели в сфере инновационного развития предприятия. Практика доказывает, что некоторым предприятиям не нужно осваивать новейшие технологии, невзирая на постоянное повышение значения инноваций. Одни формы и виды хозяйственной деятельности, такие как, например, малые фармацевтические предприятия, не в состоянии самостоятельно разрабатывать новые лекарственные препараты. А предприятиям, находящимся в совершенном упадке или же на стадии банкротства, просто нет  смысла модернизировать производство, так как нововведения в сфере материального производства тесно связаны в первую очередь с инвестициями. Применение нового оборудования и технологий, освоение и выпуск новых изделий становится реальным только при возможности их финансирования. В условиях современной конкуренции, развития всевозможных разновидностей новых технологий, уменьшения жизненного цикла товаров и услуг, инновационная активность промышленного предприятия все больше становится одним из главных условий формирования конкурентной стратегической перспективы. Предприятия, формирующие стратегическое поведение, основываясь на инновационном подходе, основной целью стратегического плана ставят освоение новых технологий, товаров и услуг, выпуск новых технологий, имеют возможность завоевать лидерские позиции на рынке, сократить уровень издержек, сохранить высокие темпы развития, а так же добиться высоких показателей прибыли.

В последние десятилетия все более утверждается мнение, что персонал предприятия является не просто ресурсом, а человеческим капиталом и именно он выступает наиболее активным и ценным структурным элементом совокупного капитала.[3] Под человеческим капиталом большинство исследователей понимают накопленные производительные способности человека, его знания, квалификацию, здоровье, мотивацию и мобильность, которые он использует в своей трудовой деятельности, и которые приносят ему доход. Владельцами человеческого капитала являются непосредственно работники.

Наряду с совершенствованием текущего управления персоналом, на предприятиях целесообразно внедрять стратегическое управление, способное обеспечить формирование высококачественного капитала предприятий и объединить всю кадровую работу для реализации конкурентной стратегии предприятия, достижения конкурентных преимуществ, что особенно важно для высокотехнологичных предприятий.[1]

Главную роль в становлении модели экономического роста должен играть перевод научно-промышленного потенциала страны на инновационный путь развития и построение экономики, основанной на научных знаниях. От уровня инновационной активности предприятия в настоящее время зависит стратегическая перспектива его дальнейшего развития. На основании этого целесообразно научиться измерять инновационную активность и использовать результаты такой оценки для повышения инновационной восприимчивости персонала организации.

Итак, можно заключить, что инновация – результат исследовательского, технологического, финансового и предпринимательского взаимодействия при внедрении на рынок нового продукта, стимулирующего экономический рост общества, на основе оптимального использования естественных ресурсов и обеспечивающего эффективное функционирование рыночных институтов.

Список использованных источников

  1. Максин С.В. Роль научных разработок и трансферта технологий в инновационном развитии высокотехнологичного предприятия// Инновации.-2009.-№4.
  2. Фатхутдинов, Р.П. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2008.
  3. Э.А.Бабаян, Б.В.Габриелян «О необходимости кадрового обеспечения в целях развития инновационной экономики республики армения» / ЕФ РЭУ им.Плеханова. сб.науч.статей «Проблемы социально–экономического развития»: поиски,перспективы,решения.(1/2), Ереван 2019г.
  4. Б.В.Габриелян «Роль инновационной деятельности производственных предприятий в сфере высоких технологий», «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки», том №5.1(28) Alley-science.ru 2019
  5. Э.А.Бабаян, Б.В.Габриелян «Повышение эффективности кадровой стратегии»,«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки», том№ 4 Alley-science.ru 2018г., стр.130
  6. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учеб, для вузов. -6-е изд. – СПб: Питер, 2008.