ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Следует признать, что техническое развитие имеет в целом неоднозначное влияние на человеческое общество, проявляя в этом отношении определенный дуализм. Содержание данного влияния состоит в том, что  достижения научно-технического прогресса одновременно способствуют развитию отдельных прав человека и гражданина и в тоже время создают предпосылки для нарушения других. В частности, описанную ситуацию можно наблюдать в отношении конституционного права гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленного в статьях 23 и 24 Конституции Российской Федерации.

Подобное положение вещей обусловлено появлением различных способов нарушения неприкосновенности персональных данных, что явилось непосредственным следствием развития научно-технического прогресса.

Существующая в настоящий момент ситуация очевидно требует от российского законодателя принятия существенных мер к обеспечению надлежащей охраны личных данных граждан и гарантирования неприкосновенности их частной жизни. Представляется, что принятие соответствующих мер возможно исключительно при четком понимании места института защиты персональных данных в общей системе защиты права на неприкосновенность частной жизни. 

При определении вышеназванного соотношения необходимо определить само понятие института защиты персональных данных. 

В самом общем смысле институт зашиты персональных данных может рассматриваться как совокупность юридических норм, объединенных определенной общностью признаков регулируемого им вида однородных общественных отношений. Однако подобное определениев целом не раскрывает специфику правового института, не способствует определению его места в общей системе защиты права на неприкосновенность частной жизни.

В настоящее время в юридической литературе существует мнение, в соответствии с которым содержание института защиты персональных данных рассматривается с точки зрения так называемых информационных  правоотношений, под которыми следует понимать урегулированные законом информационные отношения. В частности, сторонником названного подхода можно назвать И.А. Вельдера, который предлагает понимать под институтом защиты персональных данных совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при сборе, использовании, хранении, обработке, удалении, передаче и раскрытии персональных данных, а именно информации, связанной с идентифицируемым или идентифицирующим лицом.

Признавая актуальность подобного определения, мы, тем не менее не можем в полной мере с ним согласится, так как оно игнорирует правозащитный характер  общественных отношений, входящих в предмет регулирования института защиты персональных данных. Не стоит забывать, что указанные правоотношения в первую очередь являются конституционно-правовыми по своей природе и непосредственно связаны с обеспечением права личности на неприкосновенность частной жизни и смежных с ним прав в условиях развития технологий автоматизированной обработки информации.

Формулируя понятие института защиты персональных данных  нельзя не принимать во внимание на роль названного института в системе обеспечения информационной безопасности. C этой позиции интересным выглядит исследования, А.А. Тамодлина, который сформулировал понятие информационной безопасности личности определив его как  обеспечиваемое государством, общественными и иными организациями или отдельными гражданами состояние защищенности конституционных прав человека и гражданина на поиск, получение, производство, распространение информации, на неприкосновенность информации о частной жизни, а также его психики от деструктивного воздействия информации.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Институт защиты персональных данных в данном случае выступает составной частью государственной системы защиты информации, обеспечивающей личную безопасность, поддерживающей баланс интересов личности, общества и государства в сфере автоматизированной обработки информации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что институт защиты персональных данных как конкретная правовая категория является сложным правовым явлением, характеризующимся многоаспектностью. Исходя из данной многоаспектности, институт защиты персональных данных может быть определен как:

  1. Как совокупность правовых норм, регулирующих правовые отношения по обеспечению неприкосновенности частной жизни человека при обработке его персональной информации в различных сферах общественной жизни.
  2. Как составной элемент государственной системы защиты информации, направленный на непосредственное обеспечение  личной безопасности граждан при автоматизированной обработки информации, составляющей персональные данные. 
  3. Как систему гарантий конституционного права на неприкосновенность частной жизни в условиях совершенствования технологий обработки информации, в частности персональных данных. 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014.-  № 31. - Ст. 4398.  
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №31. - Ст. 3451.
  3. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016.- № 50.- Ст. 7074.
  4. Тамодлин А.А. Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности личности: дис. ... канд. юрид. наук /А. А. Тамодлин. - Саратов, 2006. - 175 с.
  5. Вельдер И.А. Система правовой защиты персональных данных в Европейском Союзе: дис. ... канд. юрид. наук. / И.А. Вельдер. - Казань, 2006. - 165 с.

BIBLIOGRAPHIC LIST

  1. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2014.-  № 31. - St. 4398.  
  2. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 152-FZ (red. ot 31.12.2017) «O personal'nyx dannyx» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2006. - №31. - St. 3451.
  3. Ukaz Prezidenta RF ot 5 dekabrya 2016 g. N 646 «Ob utverzhdenii Doktriny informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2016.- № 50.- St. 7074.
  4. Tamodlin A.A. Gosudarstvenno-pravovoj mexanizm obespecheniya informacionnoj bezopasnosti lichnosti: dis. ... kand. yurid. nauk /A. A. Tamodlin. - Saratov, 2006. - 175 s.
  5. Vel'der I.A. Sistema pravovoj zashhity personal'nyx dannyx v Evropejskom Soyuze: dis. ... kand. yurid. nauk. / I.A. Vel'der. - Kazan', 2006. - 165 s.