МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

MULTILEVEL SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN KAZAKHSTAN

С момента провозглашения Республики Казахстан в сфере культуры и искусства произошло много изменений качественного характера. Прежде всего, был поставлен вопрос о роли и значении историко-культурного наследия, налаживания международных связей и развитие культуры, как духовно-нравственной составляющей нации.  

В новой столице Астана (ныне Нур-Султан) на протяжении 22 лет создаются инновационные проекты как в области художественной культуры, так и в области образования. «Астана стала катализатором и в развитии всего хореографического искусства Казахстана. Именно здесь развиваются и взаимодействуют театры «Астана Опера», «Астана Балет» и с 2016 года Казахская национальная академия хореографии» [1, с.4].

По инициативе Президента Републики Нурсултана Абишевича Назарбаева открытие многоуровневого высшего учебного заведения в подготовке «артиста балета», «артиста ансамбля танца», специалистов педагогов-хореографов, режиссеров-хореографов и балетоведов «оказалось исторически определяющей для развития хореографического искусства» [1, с.4] и стала новой вехой в сфере образования. Основной отличительной особенностью Академии является то, что среднее профессиональное образование осуществляется с раннего возраста, начиная с дополнительного 5-6 лет (на конкурсной основе), продолжается на базе начального общего образования, и в 9-10 лет идет жесткий отбор в Техническое и Профессиональное Образование.  Несмотря на то, что начался всего четвертый учебный год, «в соответствии с практикой развития мировых университетов Академия хореографии заявила о себе как об уникальном образовательном научно-творческом центре Республики и Центральной Азии» [2, с.6].

Обращаясь к профессорско-преподавательскому составу, Художественный руководитель Академии Асель Тлектесовна Курманбаева, подчеркивает: «В условиях современно-оборудованного учебного заведения, вместе с опытными педагогами и концертмейстерами мы должны воспитать не просто талантливое поколение артистов балета, но подготовить молодежь с высоким уровнем духовности, культуры и сознательности. Осенью в Академию с мастер-классами и официальными визитами приглашены самые именитые педагоги-хореографы» [2, с.7].  Обратим внимание, что именитые мастера хореографии, «вызвали волну позитивных эмоций как у обучающихся, так и у своих казахстанских коллег» [2, с.7], проводя мастер-класс со дня открытия Академии. 

 Еще одним событием стало создание научного журнала. На презентации специального выпуска А.Т. Курманбаева подчеркнула, «что предлагаемый вниманию научный журнал «ARTS ACADEMY» (курсив – автора Ж.К.) станет отличной коммуникативной площадкой, где каждый сможет высказать свою профессиональную точку зрения на существующие научные проблемы» [2, с. 7]. 

Все направления учебы, в частности профессионального, общего и высшего образования, а также научной и творческой деятельности направлены на развитие и формирование каждого обучающегося, его интеллекта, духовной и творческой индивидуальности. В связи с этим особое внимание уделяется разработке перспективных и текущих планов подготовки артистов балета до уровня бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Подготавливая по непрерывной схеме от начального (дополнительного образования) до высшего профессионального, при этом существуют и разрабатываются типовые требования к базовому общему образованию, Академия хореографии выпускает высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста, имеющего общее художественное и научное образование.

  Мы разделяем мнение теоретика системы балетного образования, кандидата технических наук, профессора В.М. Исакова, что «развитие образования теснейшим образом связано с формированием человеческого ресурса общества. ... От развития образования зависит и состояние культуры в обществе. Культура – это важнейшая обобщающая характеристика общества. В ней заложены все противоречия и тенденции общества, определяющие его развитие. Культура является следствием и причиной всех изменений, которые происходят в образовании» [3, с.205,206].

В современной хореографической педагогике наметились тенденции поиска сочетания мировых образцов культуры с достижениями  национальной культуры. Образцом изучения и исследования казахской танцевальной культуры в Академии является «Методический кабинет по казахскому танцу», открывшейся в 2017 году. Возглавляет методкабинет кандидат наук, профессор, заслуженная артистка КазССР Т.О. Iзiм. Личный собранный научный материал, труды ведущих ученых и специалистов по казахскому танцу народных артистов Ш.Жиенкуловой, Д.Т. Абирова, заслуженного деятеля искусств КазССР О.В. Всеволодской-Голушкевич, видеоматериалы мэтров казахского балетного искусства, национальные виды костюмов составляют основу методкабинета.  

Так как одним из приоритетов обучения является преемственность традиций, которое создавалось и укреплялось ни одним десятилетием, то на наш взгляд, необходимо, бережно сохраняя национальные культурные, в том числе  и танцевальные традиции, расширять диапозон преобритаемых знаний и в будущем уметь реализовывать в хореографическом искусстве и образовании.

Методика преподавания и руководство творческим коллективом, опирается на систему и опыт выдающихся педагогов хореографии и руководителей профессиональных творческих коллективов; А.Я. Вагановой, Н.Н. Тарасова, И.Моиссева, П. Вирского и других. Наряду с традиционными методами обучения успешно используется и инновационные, прогрессивные методы преподавания, что позитивно влияет на повышение квалификации будущих специалистов хореографии и на гармоническое развитие личности ребенка.

В этом случае, на наш взгляд, Казахстанское хореографическое образование шагнуло далеко вперед. Педагогическая деятельность в учебных заведениях приобрела научную основу. Такие педагоги, как доктор педагогических наук, профессор А. Кульбекова постоянно и глубоко изучает и издает свои труды по педагогике хореографии. Учебник по дуэтно-классическому танцу декана факультета хореография Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова Д.В. Сушкова стал основным методическим материалом по изучению дуэтно-классического танца. «Теория и методика преподования казахского танца» профессоров А.К Кульбековой и Т.О Ізім,  «Теория и методика преподования восточного танца» профессора Г.Ю Саитовой, «Балет: либретто и сценарий» доцента Э.Г. Есыревой, «Хореографическое искусство Казахстана в годы Независимости» профессора Г.Т. Жумасеитовой  востребованные учебники среди студентов высших учебных заведении Республики.

Решением Ученого Совета, Учебно-методического Совета Академии изданы монографии, учебники, учебные пособии, разработанные и апробированные на дисциплинах, входящие в программу Академии. 

Огромная работа проделывается в подготоке обучающихся для участия на международных конкурсах артистов балета и народного танца. Преподаватели Типо заслуженный деятель Казахстана  Г.Ж. Алиева,  Р.С. Тулегенова, Л.В. Макарцева, А.А. Садыкова, А.Т. Шамшиев со своими учениками принимали участие на престижных конкурсах и возвращались с победой, получив Гран-при, первые, вторые места. Впервые принимали участие на ХІ международном  конкурсе молодых хореографов имени Р.В. Захарова «Мария»  в Москве  студенты 4 курса кафедры «Режиссура».  Студентка 4–го курса, мастерской  Ж.У. Кайр, заслуженного деятеля культуры Республики Казахстан, Арайлым Сайлауова стала обладательницей кубка, Лауреатом 3-го места. Можно перечислять многие успехи коллектива: и подписанные договора о творческом содружестве между Академией и зарубежными Высшими Учебными заведениями; о том, что   уже по академической мобильности выезжали и продолжают выезжать обучающиеся и педагоги в ближние и дальние зарубежья.     

Безусловно, неуклонный рост конкуренции на рынке труда и высокие запросы работодателей, требует эффективной профессиональной подготовки специалиста. И уникальная Казахская национальная академия хореографии, в которой существует многоуровневая система высшего профессионального образования, выдвигает необходимость в реализации уровня общего и профессионального образования, «утверждающейся в мировой образовательной практике личностно-ориентированной моделью...», а также в   подготовки «формирования будущего специалиста как носителя не только специальных знаний, но и общечеловеческих, профессиональных и надпрофессиональных ценностей» [3, с. 7].

Список литературы:

  1. Асылмуратова А.А. Предисловие. Приветственное выступление на Международной научно-практической конференции «Астана как центр межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области хореографического искусства», 19-20 октября 2018. – Астана: НАО «Казахская национальная академия хореографии», 2018. – 322 с.
  2. Курманбаева А.Т. Обращение. Специальный выпуск научного журнала «Arts Academy», посвященный 25-летию Независимости Республики Казахстан. Под.ред. А.Т. Курманбаевой. – Астана, 2016. – 167 с.
  3. Исаков В.М. Хореографический вуз как нетиповое учебное заведение. – СПб.: Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой, 2011. – 300 с.