ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

FEATURES OF THE LEXIC-GRAMMATIC COMPONENT OF SPEECH IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGENCY WITH GENERAL UNDERGROUND OF SPEECH OF III LEVEL

Система дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняет важнейший социальный заказ общества, воспитывает гармоничную мобильную гибкую личность ребёнка в рамках реализации ФГОС дошкольного образования по пяти образовательным направлениям: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным для дошкольного возраста. Ключевая цель речевого развития – это формирование навыков свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и методами интеракции с обществом.

Проблема нарушений речи и их коррекции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из актуальных проблем в сфере логопедии. Это, прежде всего, обусловлено значительной распространенностью данного речевого нарушения дошкольников и связано с потребностями теории и практики коррекционного обучения и воспитания данной категорией детей.

Проблема развития лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остается одной из актуальных в теории и практики дошкольного образования. В данном случае речь пронизывает всю жизнь человека. В общении с взрослыми и сверстниками ребёнок учиться её воспринимать и понимать, овладевает активной речью.

Вопросами изучения и коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались ведущие специалисты. Среди них можно отметить труды Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф Соботович, С.Н Цейтлин.

Сознательное отношение к языку, к слову, по мнению                                              В.М. Русановского, начинается с проникновения в лексические сокровища языка. Слово в данном контексте рассматривается как самая активная единица речи. Именно поэтому развитие лексики и навыков оперирования им в речи – важная составляющая развития речи каждого ребенка дошкольного возраста, а особенно детей с общим недоразвитием речи.

Словарный состав речи прежде всего характеризуется не только количеством, но и разнородностью словарных групп, которые его образуют. Проблемой развития словаря является усвоение и понимание самого значения семантики слова. В основе лексического значения лежит обобщение.

Проявлением нарушения развития лексики у детей с общим недоразвитием речи является несформированный словарный запас, это и расхождение объема активного и пассивного словаря. В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, В. А. Ковшикова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.

Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме, но следует отметить, что употребление слов в экспрессивной речи, формирование словаря вызывают большие трудности.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, ткачиха, швея).

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие.

  1. 1. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер.
  2. Наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация.
  3. У детей с ОНР наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии. Отношение противопоставления, родовидовые отношения встречаются редко. В то же время у детей с нормальным речевым развитием отношения противопоставления к 7 годам составляют большинство всех парадигматических ассоциации. [1].

Опираясь на теоретический и практический опыт известных ученых                        Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Е.Ф Соботович, С.Н Цейтлин, следует отметить, что у детей с общим недоразвитием речи развитие лексико-грамматической стороны происходит с трудом, что влияет на замедленный темп усвоения грамматических форм, морфологической и синтаксической систем языка. Это объясняется тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система речи организована на основе большого количества языковых правил.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграматизмов в речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграматизмов заключается в трудности выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.

В работах многих исследователей (Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков,                       К. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, С. М. Шаховской и др.) выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

3) неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

5) неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан) [1].

Понимание и использование грамматических форм у детей с ОНР III уровня недостаточно сформировано. Как отмечает Л.И. Трофименко, у дошкольников с ОНР наблюдается недостаточное различение единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных. Использование в собственной речи форм прилагательных, ложные ответы показывают, что дошкольники не знают названий цветов, грамматически неправильно заканчивают слова (например, красны, белы). Часто дошкольники даже не замечают и не понимают допущенной ошибки (например, самолет летит – самолеты летит), что говорит о недостаточном понимании и различии указанных форм. Следует заметить, что дети больше обращают внимание на семантическое оформление высказывания, чем на грамматическую правильность. Дети с ОНР допускают стереотипные ошибки, большое количество ответов являются случайными при однотипных задачах, вместо правильного ответа могут выражать свои эмоциональные переживания, отношение к предметам на рисунке. Например, при различении рисунков, на которых девочка поет – девочки поют, отвечают, что «и те и те поет». Грамматически правильное оформление окончаний в согласовании словосочетания прилагательного с существительным наблюдается только в 40% случаев, недостаточное понимание и различение глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

Как отмечает А.Н. Гвоздев, в норме род глаголов прошедшего времени усваивается в 3 года. Типичными являются ошибки в замене глаголов прошедшего времени глаголами настоящего времени, которые не обозначают родовой принадлежности. Например, Что сделала Женя? – Ушла. Что сделал Женя? – Ушла. Дошкольники с ОНР не в полной мере понимают и различают глаголы совершенного и несовершенного вида.

В речи детей с ОНР III уровня имеются следующие ошибки:

- замена формы одного падежа формой другого (в лисичках, в еж, корзина ягоды; ложка, цветочкам);

- использование ненормативных форм (шляпка грибока, из железы, с яблочком);

- нарушение звукослоговой структуры слова (тябаком - с собакой);

- неправильное употребление падежно-предложных конструкций (опускание, замена предлогов);

- непонимание смысла вопросов (из чего варят варенье? – кушать).

Таким образом, можно сказать, что у детей дошкольного возраста с ОНР наблюдается низкий уровень восприятия и различения значения лексико - грамматических единиц речи, что ограничивает их способность правильно выражать свои мысли. Трудности возникают в образовании предложно-падежных конструкций существительных, падежные словоизменения. Необходимо научить дошкольника грамматически правильно оформлять предложения, понимать синтаксическую роль слова.

В процессе обследования детей с общим недоразвитием речи, ученые отмечают, что дошкольники понимают значение простых предложений, дают ответы на поставленные педагогом вопросы с прямым порядком слов (Кто это? Что делает?), могут показать соответствующие действия, используют простые двух - и трехсловные фразы с помощью педагога. Например, Дедушка сидит. Котик спит. Дети идут гулять. Однако, наблюдаются нарушения понимания и трудности воспроизведения сложных логико-грамматических конструкций с одинаковым лексическим составом, но различным значением: «Коля старше Ваню. Ваня старше, чем Коля.» [3].

Итак, опираясь на исследования известных отечественных ученых, мы можем сказать, что уровень сформированности лексико-грамматической системы речи у детей с ОНР III нарушен, несовершенен, а именно – наблюдается недоразвитие всех составляющих лексико-грамматической стороны речи: словообразование, словоизменение и синтаксическая составляющая речи. Поэтому лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня требует логопедической работы.

 

Список литературы:

  1. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И.Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
  2. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии / Соботович Е.Ф. // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – №2. – С. 4 – 6.
  3. Соботович Є. Ф. Критерії оцінювання мовленнєвого розвитку дитини (у його лексичній ланці) на різних вікових етапах. Нормативні показники мовленнєвого розвитку (у його граматичній ланці) дитини дошкільного віку // Дефектологія. — 2003. — №2. — С. 2-11.