ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

PREVENTION OF ILLEGAL USE OF A TRADEMARK ON THE INTERNET

Современный мир сложно представить без информационно- компьютерной сети. На сегодняшний день интернет играет важную роль в жизнедеятельности людей, и с этим нельзя не согласиться, так как он используется практически во всех сферах жизни. Не обходит он стороной и предпринимательскую деятельность. В этой области интернет оказывает неоценимую помощь предпринимателям, представляя собой огромную платформу для размещения рекламы их товаров или услуг. Так как реклама является двигателем бизнеса, а интернет выступает одним из способов реализации рекламы, то можно сделать вывод, что интернет отчасти является тем же самым двигателем, что и реклама, и на сегодняшний день это весьма актуально.

Но как бы того не хотелось, в каждой сфере жизнедеятельности имеются свои правонарушения и преступления, и предпринимательская деятельность тому не исключение. Многие предприниматели совершают различные противоправные деяния для достижения целей, на которые направлена их деятельность, а именно - получение прибыли. Именно поэтому в данной статье затронута тема незаконного использования товарного знака в сети интернет.

Товарный знак является средством индивидуализации товаров и услуг, принадлежащих юридическим или физическим лицам. Из этого следует, что товарный знак в какой-то степени является лицом юридического лица или индивидуального предпринимателя, которое характеризует качество их товаров или услуг, сферу  деятельности и многое другое. Если происходит осуществление незаконногоиспользования товарного знака неуполномоченными на то субъектами, то в этом случае нарушаются интеллектуальные права их создателей, чтов дальнейшем может привести к наступлению определенных негативных последствий.

В таких случаях законодатель предусмотрел ответственность за незаконное использование товарного знака или иных средств индивидуализации. Так, например, в статье 1252 ГК РФ указано, что если право интеллектуальной собственности правообладателя будет нарушено, то последний имеет право обратиться в суд с требованиями:

1) о признании права;

2) по возмещению убытков;

3) о выплате компенсации;

4) по пресечению незаконной деятельности, связанной с нарушением данного права и др.[1]

Также стоит отметить, что за такие деяния предусмотрена административная и уголовная ответственность. Такой вид ответственности наступает в зависимости от причиненного ущерба и от обстоятельств конкретного случая. Ущерб может быть причинен как моральный,  так и материальный, а именно - могут быть затронуты честь, достоинство, деловая репутация лица, причинен имущественный вред и т.д. Но, перед тем как подвергать ответственности то или иное лицо, необходимо установить факт действительного нарушения права интеллектуальной собственности, что представляет собой трудоемкую процедуру.[2]

Незаконное использование товарного знака осуществляется правонарушителями самыми различными способами, а в последнее времяподобного рода правонарушения участились в сети интернет. К сожалению, на сегодняшний день  не существует отдельной нормы, которая регламентировала бы использование средств индивидуализации в компьютерной информационной сети. Поэтому защита данного права осуществляется на общих основаниях, не зависимо от того, каким способом оно нарушено.

Предприниматель, для того что бы себя обезопасить, должен не только полагаться на государство, но и предпринимать самостоятельные меры по недопущению незаконного использования средств индивидуализации. К одной из таких мер относят маркировку товарного знака. В данном случае к товарному знаку приставляется знак охраны в виде латинской буквы «R», который сигнализирует о том, что данный объект интеллектуального права находится под защитой и зарегистрирован в соответствии с законодательством.  В дальнейшем  товарный знак должен использоваться именно с этим обозначением в любом месте, в том числе и в сети интернет.[3]

Также в информационно-компьютерной сети, а именно на сайтах, способствующих продвижению предпринимательской деятельности, следует оставлять документацию - такую как свидетельство на товарный знак, подтверждающее тот факт, что указанной деятельность занимается управомоченное лицо, а не злоумышленник. Использование таких мер предосторожности поможет сократить попытки совершения противоправного деяния. Таким образом, охрана товарного знака, путем маркировки его символом «R»,помимо охранительной выполняет также рекламную функцию.[4]

Хотелось бы обратить внимание еще и на те случаи, когда использование товарного знака происходит по истечении срока действия исключительного права. Лицо, являющееся владельцем товарного знака, должно следить за так называемым сроком действительности свидетельства, которое оформляется на 10 лет и может продлеваться неограниченное количество раз.  В тех случаях,когда правообладатель не пользуется товарным знаком в течение трех лет, заинтересованное лицо может обратиться в суд с целью использования последнего. Зачастую владельцы думают, что их права нарушаются, но на самом деле все происходит в рамках закона.[5]

И, наконец, самая главная причина незаконного использования средств индивидуализации, в том числе и товарного знака, это устранение конкуренции.[6] Именно она является большой проблемой для предпринимателей,  и каждый старается придумать что-то эксклюзивное, чего на рынке еще нет, тем самым превзойти своих конкурентов законным способом. Но есть и такие люди, которые прибегают к противозаконным методам конкуренции, в результате применения которых могут наступить неблагоприятные последствия, такие как: материальный ущерб, удар по деловой репутации организации, потеря клиентов путем продажи или оказания некачественных товаров или услуг и многое другое. Именно поэтомуправообладателю необходимо быть бдительным и предусмотрительным, а также принимать всевозможные меры по недопущению незаконного использования товарного знака.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день существует множество видов защиты интеллектуальных прав собственника, и выбор способа зависит от самого правообладателя, и каждый из этих способов может предотвратить противоправные действия со стороны нарушителей.

 

Список используемых источников

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019)// Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
  3. Право интеллектуальной собственности. Т. 3. Средства индивидуализации: Учебник / Под общ.ред. д.ю.н., проф. Л.А. Новоселовой. – М.: Статут, 2018. − 432 с.
  4. Права на товарный знак: Монография / Отв. ред. Новоселова Л.А. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 144 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/961815.
  5. Право интеллектуальной собственности: учебник / А.С. Ворожевич, О.С. Гринь, В.А. Корнеев и др.; под общ.ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2018. Т. 3: Средства индивидуализации.
  6. Федоренко Н.В., Колесник И.В., Колесник В.В. Теоретико-правовые основы предпринимательства. // Учебное пособие. РГЭУ РИНХ. Ростов-на-Дону.2018.

 

List of sources used

  1. "Civil code of the Russian Federation (part four)" from 18.12.2006 N 230-FZ (ed. from 18.07.2019)// Consultant Plus. - Mode of access: http://www.consultant.ru/.
  2. The resolution of Plenum of the Supreme Court of 23.04.2019 N 10 "About application of part IV of the Civil code of the Russian Federation". 3. Intellectual property right. Vol.
  3. Means of individualization: the Textbook / Under the General editorship of doctor of law.N., Professor L. A. Novoselova. - Moscow: Statute, 2018. − 432 p.
  4. Trademark rights: Monograph / Rel. ed. Novoselov L. A.-M.: Yur.Norma, SIC INFRA-M, 2018. - 144 sec. - access Mode: http://znanium.com/catalog/product/961815.
  5. Intellectual property law: the textbook / A. S. Borojevic, O. S. grin, V. A. Korneev and others; under the General editorship of L. A. Novoselova. Moscow: Statute, 2018. Vol. 3: means of individualization.
  6. FedorenkoN.V., KolesnikI.V., KolesnikV.V. Theoretical and legal foundations of entrepreneurship. // textbook. Of Rostov state University of Economics. Rostov-on-Don. 2018.

 

[1] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019)// Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

[2] Право интеллектуальной собственности. Т. 3. Средства индивидуализации: Учебник / Под общ.ред. д.ю.н., проф. Л.А. Новоселовой. – М.: Статут, 2018. − 432 с.

 

[3] Федоренко Н.В., Колесник И.В., Колесник В.В. Теоретико-правовые основы предпринимательства. // Учебное пособие. РГЭУ РИНХ. Ростов-на-Дону.2018.

[4] Право интеллектуальной собственности: учебник / А.С. Ворожевич, О.С. Гринь, В.А. Корнеев и др.; под общ.ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2018. Т. 3: Средства индивидуализации.

 

[5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

[6] Права на товарный знак: Монография / Отв. ред. Новоселова Л.А. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 144 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/961815.