СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Пищевая ценность алкогольной продукции обусловлена высокой энергетической ценностью, которая зависит от массовой доли  этилового спирта. Ликероводочные изделия, настойки, наливки, вина, винные напитки благодаря введению в рецептуры натуральных вкусовых и ароматических ингредиентов имеют высокую физиологическую ценность. Вводимые экстракты (экстракты трав, пряностей) обладают бактерицидными свойствами и придают спиртным напиткам приятный своеобразный аромат благодаря содержанию в них эфирных масел.

Пивоваренная продукция по сравнению со спиртными напитками и винодельческой продукцией имеет низкую энергетическую ценность, что обусловлено более низким содержанием этилового спирта.

Пищевая ценность пива обусловлена содержанием экстрактивных веществ, в состав которых входят азотистые, полифенольные, красящие, минеральные вещества, горькие хмелевые смолы и кислоты. Минеральные вещества пива представлены калием, кальцием, натрием, магнием и др. Также содержатся молочная, яблочная, лимонная, пировиноградная и уксусная кислоты. Кроме того, в пиве содержатся витамины группы  В (В2, В6, РР), в меньших количествах В1 [9].

Производство ликеро-водочных изделий относится к категории пищевых производств и занимает особое место (как в экономике государства, так и во внутренней политике) благодаря специфичности готового продукта. К факторам, которые выделяют эти производства из ряда пищевой промышленности,  относятся высокая рентабельность производства при сравнительно низких требованиях к технологической оснащенности; стабильность и прогнозируемость рынка сбыта; высокая степень воздействия на потребителя изменений, связанных с качеством, объемом и ценой продукции.

Акцизы на алкогольную продукцию являются одним из источников поступления налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. По  данным отчета о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.09.2019 года  в доходы федерального бюджета поступило: 

-  по подакцизным товарам (алкогольной продукции), производимым на территории Российской Федерации 24 802 163 тысяч рублей;

-   по подакцизным товарам (алкогольной продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации акцизов  699 601  тысяч рублей  [4].

Для осуществления государственного контроля  рынка  алкогольной продукции на территории Российской Федерации предусмотрено применение системы ЕГАИС. ЕГАИС - единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции.

По итогам 2018 года было произведено 959,9 млн декалитров (дал) алкогольной продукции, где 71,15% приходится на пиво, 8,19% на водку, 4,47% на вина и 16,19% - иные алкогольные напитки. По сравнению с 2017 годом (961,4 млн дал) наблюдается снижение количества произведенной продукции на 1,6% [10].

В 2018 году продажи алкогольной продукции в России показали рост на 4,6% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом [5]. Исключением стали напитки невысокой крепости: в частности, объем розничных продаж винных напитков с добавлением этилового спирта снизился на 18,7% по сравнению с показателями 2017 года, пива ‑ на 2,2%, сидра, пуаре и медовухи ‑ на 41,5% [5].

Эксперты  считают, что изменения в структуре розничных продаж связаны с продолжающимся усилением контроля соответствия состава продукции  и  маркировки со стороны надзорных и таможенных органов. В частности, часть алкогольной продукции, ранее определяемой как «винные напитки с добавлением спирта», в настоящее время классифицируется  как «слабоалкогольные коктейли», продажи которых за аналогичный период выросли на 13,4% [8]. 

Аналогичная ситуация наблюдалась в сегменте сидров, пуаре и медовухи: снижение продаж в категории «сброженных напитков» сопровождалось ростом в сегментах «фруктовых вин» (+39,5%) и «винных напитков без этилового спирта» (+3,6%) [5].

Общий объем импорта алкогольной продукции за 2018 год составил 74,4 млн дал.  Импорт пива солодового  достиг  30328,6 тыс. дал, вин виноградных - 40673,8 тыс. дал, водки (в пересчете на объем продукции) 2287,4 тыс. дал. В физическом объеме по отношению к 2017 году наблюдается повышение на 40,8% и снижение на 9,1%, 3,8% [8].

Крупнейшие экспортеры водки в Россию (в пересчете на объем продукции): Беларусь 1547,0; Финляндия - 251,1; Швеция - 146,4; Франция - 110,3; Латвия - 100,7. В процентном соотношении к 2017 в физическом объеме наблюдается снижение на 4,6; 4,5; 5,7 и 7,4% соответственно [8].

Крупнейшие экспортеры виноградного вина в Россию (объем, тыс. дал): Испания 8621,8; Италия 8101,0; Грузия 3826,6; Франция 3688,8; Украина 3001,3. Крупнейшие экспортеры пива в Россию (объем, тыс. дал): Германия 11226,5; Беларусь 4580,1; Чехия 3974,7; Бельгия 2350,6; Литва 1533,9 [8].

Экспорт пива солодового в 2018 году составил 30701,2 тыс. дал, вин виноградных - 330,8 тыс. дал, водки (в пересчете на объем продукции) 5675,9 тыс. дал. В физическом объеме по отношению к 2017 году наблюдается повышение на 18,2%, снижение на 6,9% и повышение на 5,6% [8].

Структура экспорта водки из России (объем, тыс. дал 100% спирта): Великобритания 330,4; Германия 310,8; Казахстан 303,5; Армения 293,3;  Латвия 237,4. Структура экспорта вина из России: (объем, тыс. дал 100%)  Украина 131,6; Китай 68,3, Казахстан 44,5, Абхазия 20,0, Молдова 15,3. Структура экспорта пива из России: (объем, тыс. дал) Украина 7018,4; Казахстан 6513,0; Беларусь 5357,0; Китай 3041,1; Молдова 1815,1 [8].

В сегменте «водка» по данным 2018 года лидерами по доле рынка являются компании: Татспиртпром, Beluga group, Roust (рис.1).

В сегменте «пиво» - компании Балтика, AB InBev Efes, ХЕЙНЕКЕН. Эти же компании являются лидерами в производстве пивных напитков. Лидерами в сегменте «вино» (в том числе шампанское) являются компании Кубань Вино, Контарини Вини э Спуманти СРЛ, ООО «Мистраль алко» (рис.2) [10].

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3329-1.PNG

Рисунок 1 - Распределение долей поставщиков водки на оптовый рынок Российской Федерации

 

Рисунок 2 - Распределение долей поставщиков виноградных вин (в том числе шампанских вин) на оптовый рынок Российской Федерации

Несмотря на сокращение употребления алкогольных напитков в определенных сегментах эксперты дают прогноз на рост рынка алкогольной продукции в 2019 г. от 1 % до 9 % [2]. Повлиять на данные показатели могут такие факторы, как  ужесточение регулирования производства оборота продукции и реализация новых законопроектов.

Прогнозируется, что в период до 2020 года темпы роста рынка алкогольной продукции в России составят 4–5%. Это умеренный прогноз и более реалистичный.  Оптимистичный  прогноз   базируется на возможном росте импорта алкогольной продукции высокого ценового сегмента. Темп роста  рынка алкогольной продукции  составит от  7 до  9%.

В случае  сокращения  импорта алкогольной продукции  из Италии и Испании, а также при падении объемов внутреннего производства  рост рынка составит 1–3%. По расчетам NeoAnalytics, емкостным потенциалом обладают экспортные поставки, доля которых незначительна в общей структуре выпуска алкогольной продукции [6].

Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»  предусматривает сокращение  годового потребления  неучтенного алкоголя в 2020 году.  Оно должно сократиться до 2,2 л на человека (с 2,6 л в 2019 году), в 2021-м - до 1,9 л, а в 2022 году — до 1,6 л. К 2024 году целевой показатель должен составить 1,2 л.

Вместе с тем, как отмечает Счетная палата, целевые значения показателя «предложено скорректировать в сторону ухудшения в связи с рисками его не достижения в плановом периоде». В 2020 году планку намерены установить на уровне 2,4 л, в 2021-м - 2,3 л, в 2022 году - 2,2 л на человека. Таким образом, сокращение потребления россиянами нелегального алкоголя будет идти медленнее, чем планировалось, то есть вместо сокращения за три года на 38% предлагается сократить всего на 15% [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что российский рынок направлен на снижение потребления алкогольной продукции. Связано это со стремлением в кратчайшие сроки реализовать программу «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [3].

Использованные источники:

  1. Власти сочли недостижимыми свои цели по борьбе с нелегальным алкоголем.URL:https://www.rbc.ru/economics/17/10/2019/5da5baff9a7947b9dbfcb123 (дата обращения 04.11.2019)
  2. Васильева А. М. Рынок алкогольной продукции России: современное состояние и перспективы // Молодой ученый. - 2019. -№25. - С. 186-189. - URL https://moluch.ru/archive/263/60943/ (дата обращения: 04.11.2019)
  3. Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» URL: http://government.ru/rugovclassifier/826/events/ (дата обращения: 04.11.2019)
  4. Данные по формам статистической налоговой отчётности. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8824368/ (дата обращения 04.11.2019)
  5. Опубликован обзор рынка алкоголя и табачной продукции за 2018 год. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/207684492 (дата обращения 04.11.2019)
  6. Обзор российского алкогольного рынка. URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=2490 (дата обращения: 04.11.2019)
  7. Продажи алкоголя в России выросли почти URL: https://www.rbc.ru/business/12/02/2019/5c6186d79a794784e3320cb7 (дата обращения 04.11.2019)
  8. Рынки алкоголя и табачной продукции 2018. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21614.pdf (дата обращения 04.11.2019)
  9. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебное пособие/Т.Н.Иванова – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -240 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/463725 (дата обращения 04.11.2019)
  10. Экспресс-анализ алкогольного рынка по итогам 2018 года. URL: https://fas.gov.ru/news/26918 (дата обращения 04.11.2019)