ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ

Не вызывает сомнения, что домашняя работа учащихся при обучении  необходима. В ходе домашней работы закрепляются формируемые навыки, создаются условия для тренировки детей в самостоятельном применении приобретенных под руководством учителя знаний.

Однако, изучая научно-методическую и научно-методическую литературу, приходится констатировать, что одним из недостатков в постановке обучения  в старших классах школы, по мнению Т.Г. Богдановой [1], является перегрузка учащихся домашними заданиями. Перегрузка эта проявляется в двух формах:

а)  задания на дом оказываются чрезмерно большими по объему;

б) задания для учащихся оказываются чрезмерно трудными, поэтому ученики не могут выполнить  их без посторонней помощи.

Объем домашних заданий по прошедшей теме не должен быть слишком большим. Установлены  примерные нормы времени на выполнение домашних заданий учащимся по всем предметам. В 5-6 классах до 2,5 часа, в 7 классе до 3 часов, в 8-11 классах до 4 часов. При увеличении нагрузки, школьники быстро утомляются, что вызвано имунными и гормональными дисфункциями. Чтобы избежать такого положения, необходимо, систематически работать над развитием у школьников умений, связанных с вполне  самостоятельным выполнением учебных заданий, время от времени проверять, какие задания  могут  быть ими выполнены самостоятельно и за какое время. Эта задача не требует проведения специальных  проверок. Важно только иметь в виду эту цель при проведении обычных повседневных самостоятельных работ на  уроке, фиксируя время, затраченное на выполнение того или иного задания, отмечая задания, с которыми успешно справляются все дети. Предлагая задание на дом, учитель должен быть уверен, что оно посильно и что оно потребует в среднем около 20-30 минут. По мнению Н.В. Бордовской [2], умения и навыки, связанные с выполнением самостоятельной работы, развиваются постепенно, задания на дом могут предлагаться, только начиная с того момента, когда существуют необходимые для этого условия.  Иначе, как довольно часто бывает, задания на дом оказываются заданиями не для учащихся, а для их родителей.

В связи с этим возникает вопрос о том, в какой связи с материалом урока должны находиться задания для домашней работы детей. Этот вопрос следует решать в каждом  конкретном случае по-разному. Пусть, например, на уроке рассмотрен новый, но относительно легкий вычислительный прием и  учителю удалось обеспечить  закрепление введенного приема на уроке. Учитель убедился, что дети поняли новый материал и могут справиться с аналогичными упражнениями самостоятельно. В этом случае вполне целесообразным будет ввести в домашнее задание упражнения именно того вида, которые разбирались на самом уроке. Домашняя работа учащихся будет естественным логическим продолжением работы, проведенной на уроке, и послужит закреплению приобретенных на нем знаний. Проверка этой работы на следующем уроке создаст условия для развития, совершенствования приобретенных знаний на основе применения их в несколько измененных условиях, на упражнениях новых видов.

По мнению В.В. Князева [3], если на уроке рассматривалось какое-то новое, относительно  трудное для восприятия детей понятие, правило, задача, для усвоения которых требуется длительная работа под руководством учителя, то в  этом случае, включив сразу же новый материал в упражнения для домашней работы детей, учитель допустил бы ошибку. Оказавшись недостаточно  подготовленными к сознательному выполнению задания, ученики либо выполнят его формально,  либо обратятся за помощью к старшим.

Помощь родителей в таких случаях нередко может оказаться не только не полезной, но даже вредной, если их пояснения не совпадут с тем подходом,  который был избран учителем. Очевидно, в случае, когда новый материал еще не  может быть включен в домашнее, содержанием этого задания должны стать упражнения из пройденного ранее. Отбирая упражнения для домашней работы, в этом случае важно подумать, что из ранее пройденного может особенно понадобиться на следующем уроке (или на ближайших уроках), что может послужить основой для лучшего понимания рассматриваемых в данное время вопросов. В этой связи можно говорить о необходимости при составлении тематического плана можно планировать домашнюю работу детей.

Проверка домашней  работы школьников необходима всегда, но формы ее осуществления могут быть весьма различны, и решение этого вопроса  также требует учета конкретного содержания проверяемой работы, той цели, которую она преследовала.

Так, если домашняя работа детей не была органически связана с материалом предыдущего урока и не  связана непосредственно с задачами данного урока, то коллективная проверка ее в классе могла бы только отвлечь внимание школьников от главного. В рассмотренном случае желательно ограничиться проверкой фактического выполнения  задания учащимися (например беглый просмотр тетрадей на уроке), а правильность выполнения заданий  проверить во внеурочное время.

Если же домашняя работа была построена на материале, который представляет интерес в свете целей данного урока, то ее проверку можно использовать в качестве своего рода мостика  между тем, что говорилось на предыдущем уроке, и тем, чему будет посвящен данный урок. В таких случаях часто бывает полезным не только проверить, скажем, правильность полученных ответов, но и прослушать объяснения выполненных действий, решения задач и т.п. При проверке домашнего задания в этом случае часто должны звучать вопросы вида: «Почему?», «Как рассуждал?», «Что узнал?», « Как проверил правильность решения?» и т.п.

Довольно часто используется выборочная проверка домашней работы, когда проверяется только самое важное, особенно то, что может помочь перейти к материалу данного урока.

Таким образом, как отмечает Г.М. Коджаспирова [4], если домашнее задание связано органически с той частью урока, которая была посвящена закреплению и совершенствованию приобретенных ранее знаний, то оно предлагается после этого этапа урока. Наконец, если задание для домашней работы не связано с материалом данного урока, но связано с материалом предыдущего, то оно может быть предложено в начале урока. То же относится и к проверке домашней работы — ее место определяется возможностью установления связи между вопросами, рассматривавшимися при выполнении домашнего задания, и теми, которые служат предметом рассмотрения на данном уроке.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Богданова Т.Г. Педагогика инклюзивного образования: Учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова. — М.: Инфра-М, 2016. — 304 c.
  2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. — СПб.: Питер, 2017. — 624 c.
  3. Князева В.В. Педагогика / В.В. Князева. — М.: Вузовская книга, 2016. — 872 c.
  4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 719 c.