МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

MUNICIPAL BUDGETARY INSTITUTIONS IN THE MONEY SYSTEM

В настоящее время важный вопрос о финансовой правосубъектности, достаточно актуален, что обусловлено развитием финансового права как одной из ведущих отраслей российского права. Социальное развитие общества, изобретение технологий, приобретение навыков и знаний невозможно представить без функционирующей на данный момент системы муниципальных бюджетных учреждений. В свою очередь большое значение придаётся финансовой деятельности учреждения, посредством которой оно способно реализовывать поставленные задачи и функции в полном объеме и на высшем уровне.

Финансовым правоотношениям с участием государственных учреждений свойственна конкретная определенность круга субъектов и содержания прав и обязанностей – то есть рамки поведения, которым должны следовать участники правоотношений.

Необходимо отметить особенности финансовой деятельности, характеризующие бюджетные учреждения и указывающие на их основные отличия от финансовой деятельности казенных учреждений.

На бюджетные учреждения не распространяется принцип сметно-бюджетного финансирования как на казенные учреждения. Это означает, что бюджетные учреждения должны осуществлять свою деятельность в соответствии с государственными или муниципальными заданиями.

Кроме того, последние нововведения российского законодательства, в том числе в области регулирования правового статуса государственных учреждений, обозначили новые положения в содержании их финансовой деятельности. Изменения, затронувшие основы финансовой деятельности учреждений, направлены на расширение их прав в области образования денежных фондов организаций, которые осуществляются за счет финансовых средств бюджетов в форме субсидии и широкого привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения деятельности учреждений путем поступления от заказчиков, (основанием в данном случае будет являться договор), к примеру, оказания платных услуг, сдачи в аренду временно свободных помещений и оборудования, а также за счет добровольных взносов государственных и общественных организаций, граждан.

Назначение бюджетных учреждений заключается в том, чтобы удовлетворять ряд общественно значимых потребностей в сфере образования, науки, культуры, искусства и здравоохранения, а также иных сферах. Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование (полное или частичное) по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов.

В рамках финансовых правоотношений с участием государственного учреждения на современном этапе является достаточно немаловажным определение финансовых прав и юридических обязанностей в области выделения и бюджетных ассигнований, а также бюджетных субсидий как объекта данных правоотношений, а также процесса их планирования.

Помимо получения бюджетного финансирования бюджетные и учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью. В отличие от казенных учреждений бюджетные и автономные учреждения имеют право самостоятельно использовать поступающие от указанной деятельности средства.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ.

Финансовая деятельность, подчеркивает профессор Е.Ю. Грачева, вызвана необходимостью распределения и перераспределения дохода, удовлетворения не только индивидуальных потребностей граждан, но и потребностей общества в целом.

Таким образом, осуществляя финансовую деятельность, государственное учреждение как юридическое лицо публичного права, прежде всего, руководствуется задачами не извлечения прибыли, а решением, благодаря этой деятельности, общезначимых (публичных) задач, т.е. удовлетворения потребностей всего общества.

 

Список литературы/ References

 

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О некоммерческих организациях" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145.
  2. Грачева Е. Ю. Финансовое право : учебник для среднего профессионального образования / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 272 с.
  3. Калуцкая Н.А. Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры // Молодой ученый. − 2013. − № 6. − С. 344-348.
  4. Корпорации и учреждения: Сборник статей / Исследовательский центр частного права; Отв. ред. М.А. Рожкова. - Москва : Статут, 2007. - 348 с.
  5. Сабельникова Н.В. Специфика организаций бюджетного сектора сферы культуры как объекта управления // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXXVI-XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 6-7(33). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 62-66.