Актуальные вопросы таможенного контроля после выпуска товара

Таможенный контроль – это одно из средств реализации таможенной политики РФ, которое представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами таможенной службы в целях обеспечения соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства. Основной целью его является идентификация с помощью всех возможных проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в области таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявления на базе всего этого таможенных правонарушений, то есть нарушений таможенных правил.

В широком же смысле таможенный контроль представляет собой вид государственного контроля, осуществляющийся исключительно органами таможенной службы.[1]

Нормативное регулирование порядка проведения таможенного контроля определяется главой 44 ТК ЕАЭС и главой 19 ФЗ от 27.11.2010г. №311-ФЗ (ред. от 28.11.2018г.) «О таможенном регулировании в РФ».

Процедура таможенного контроля – одна из базовых функций, выполняемых таможенными органами. Суть понятия раскрывается в соответствии с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в которых говорится о том, что таможенный контроль следует направлять только на обеспечение соблюдения таможенного законодательства.[2]

Анализируя понятие таможенного контроля, можно выделить его характерные черты:
1) таможенный контроль — один из видов государственного контроля, для которого характерны принципы осуществления контролирующей функции органами государственной власти. Общепризнанным является тот факт, что действие Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в силу специфики таможенных отношений на него не распространяется;
2) формы таможенного контроля и порядок проведения, как правило, императивно закреплены законодателем;
3) правовое регулирование таможенного контроля связано с использованием ТК ЕАЭС.

Действующее таможенное законодательство закрепляет формы и порядок проведения таможенного контроля. По времени проведения таможенного контроля выделяют:
• предварительный контроль (до ввоза товаров на таможенную территорию);
• текущий (осуществляемый после ввоза товаров и транспортных средств международных перевозок и до их выпуска);
• последующий (проводимый после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем).[3]

Контрольные действия, выполняемые таможенными органами, производятся и на стадии таможенного оформления, и после выпуска товаров. Зачастую, таможенный контроль осуществляется во время таможенного оформления товаров и транспортных средств. После выпуска товаров возможна только таможенная проверка маркировки товаров, что является исключением из правил.

Федеральная таможенная служба ставит перед собой ряд задач: совершенствовать информационную базу, нормативно-правовое регулирование пост-контроля, а также на основе методов аудита создать методологическую базу таможенного контроля после выпуска и др.

Теперь перейдем к вопросам, которые присущи таможенному контролю после выпуска товаров.

На первом месте стоит проблема несовершенства таможенного законодательства и отсутствие в нем нормативно-правовых актов, которые затрагивают отдельные аспекты проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Единственное решение этой проблемы видится в принятии новых нормативно-правовых актов [4].

На втором месте проблема информационного обмена с другими государственными органами, в особенности с Федеральной налоговой службой. Поскольку на Федеральную таможенную службу России возложена необходимость отправлять запросы в другие государственные контролирующие органы для получения документов и необходимой информации работа в сети Интернет с ними становится невозможной, а также увеличиваются временные затраты на проведение таможенных проверок. Поэтому видится полезным внедрения новых информационных технологий, создания единого механизма налогового и таможенного администрирования и объединения информационных систем налоговых и таможенных органов, которые позволят обеспечить «прослеживаемость» товародвижения от момента пересечения таможенной границы Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) и до конечного потребителя. 
На третьем месте проблема незаконного ввоза товаров на территорию России, который особенно обострился из-за введения экономических санкций в отношении сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья. Решение этой проблемы возможно при осуществлении Федеральной таможенной службы  России совместно с Россельхознадзором, Роспотребнадзором и МВД России проверочных мероприятий, которые направленны выявление и пресечение незаконного оборота «санкционных» товаров на территории РФ. 

На четвертом месте проблема контроля таможенной стоимости. В рамках таможенного контроля после выпуска товаров особую роль занимает контроль таможенной стоимости, от качества которого зависит полнота доходной части федерального бюджета. На сегодняшний день он имеет слабое место в системе таможенного контроля, что приводит к необходимости модернизации контроля таможенной стоимости после выпуска товаров. Для решения этой проблемы значимым является проведение комплексных проверочных мероприятий.

Таким образом, успешное и продуктивное проведение таможенного контроля после выпуска товаров является преимущественным направлением совершенствования таможенного администрирования, также позволяет не только ускорить процесс совершения таможенных операций, но и снизить нарушения в области таможенного законодательства, обеспечить полноту взимания таможенных платежей, создать благоприятные условия для деятельности законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.

 
Список литературы :

  1. Романов Д.В. Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации // журнал «Вестник Орловского государственного аграрного университета» - №6 – том 15. – 2011 г.,[С.53]
  2. Сенотрусова С. В. Таможенный контроль. Учебное пособие. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. — С. 144.
  3. Агамагомедова С.А. Таможенный постконтроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // NB: Административное право и практика администрирования. — 2013. - № 2. - С.105-121. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://e-notabene.ru/al/article_625.html (дата обращения 20.11.2017)
  4. Селезнев В.И. Таможенный контроль: проблемы и перспективы // Таможня. – 2018. – № 7 (432). – С. 15
  5. Таможенный контроль [Электронное издание] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.
  6. Муниципальное право [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин, А.В. Сидорова. - Электрон. дан. -Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019.

 

[1] Романов Д.В. Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации // журнал «Вестник Орловского государственного аграрного университета» - №6 – том 15. – 2011 г.,[С.53]

[2] Сенотрусова С. В. Таможенный контроль. Учебное пособие. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. — С. 144.

[3] Агамагомедова С.А. Таможенный постконтроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // NB: Административное право и практика администрирования. — 2013. - № 2. - С.105-121. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://e-notabene.ru/al/article_625.html (дата обращения 20.11.2017)

[4] Селезнев В.И. Таможенный контроль: проблемы и перспективы // Таможня. – 2018. – № 7 (432). – С. 15