ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

Денежное обращение, т.е. непрерывный процесс движения денег, может выражаться в наличной и безналичной формах. Именно из этих форм и складывается денежная система государства.

В наличной форме денежное обращение осуществляется в форме банкнот и разменных монет и обладает следующими важными признаками:

Во-первых, наличное денежное обращение имеет тесную связь с другое составной частью денежного оборота – безналичной формой обращения денег. Данная связь проявляется в том, что денежные средства, находясь в постоянном движении, непрерывно переходят из одной формы в другую и наоборот.

Во-вторых, наличное обращение тесно связано с банковской системой. Важная роль здесь принадлежит Центральному банку России, которые организует денежное обращение, посредством осуществления эмиссии денежных знаков, производя обмен ветхих и поврежденных банкнот, принимая решение о выпуске банкнот и монет нового образца и изъятия старого, утверждая номиналы и образцы денежных знаков, а также осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством Российской Федерации [1]. Помимо Банка России важную роль для наличного денежного оборота имеют коммерческие банки и иные кредитные организации. В частности, денежные средства в наличной форме поступают на счета этих банков и организаций, что опосредует переход денежных средств из наличной формы в безналичную. 

В-третьих, наличный оборот предполагает неоднократность использования денежных знаков. Это означает то, что наличные денежные средства находятся в постоянном перемещении «из рук в руки». Таким признаком не обладают безналичные деньги, так как не имеют материальной формы, а представляют собой своего рода информацию.

В-четвертых, наличные денежный оборот распространен преимущественно в сфере частных доходов и расходов населения. Для этого есть два важных обоснования – государство стремится сократить затраты, связанные с организацией наличного денежного обращения, а также не допустить сокрытия денежных средств от налогообложения. Для этих целей государство вводит ряд ограничений: устанавливает предельный размер расчета наличными деньгами, устанавливает лимиты денежных средств в кассе, правила кассовой дисциплины и т.д.

А.А. Ситник выделяет следующие основные направления осуществления платежей наличными деньгами: розничная торговля и общественное питание; выплата заработных плат и других денежных доходов; внесение денег населением во вклады; социальные выплаты (например, выплата пенсий, пособий, стипендий и т.д.), а также страховые возмещения; плата за жилищные и коммунальные услуги; уплата населением налогов и сборов. [2, с. 141].

В-пятых, наличное денежное обращение подвергается нормативно-правовому регулированию со стороны государства. Общие правила содержатся в статье 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако особое значение для регулирования данной сферы имеет Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также нормативные акты самого Банка России. 

В соответствии со статьей 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по общему правилу производятся в безналичном порядке. Однако законодатель не исключает возможность расчетов наличными деньгами, но только с учетом ограничений, установленных законом и принимаемыми банковскими правилами [3]. В частности, такие расчеты не должны превышать [4]:

  1. 100 тысяч рублей (либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тыс. рублей)
  2. Предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором.
  3. Предельный размер наличных расчетов, при выдаче кредитной организацией наличных денежных средств по требованию о возврате остатка денежных средств, перечисленных на специальный счет в Банке России.

Однако предельный размер наличных расчетов не устанавливается на следующие цели:

  1. Выплаты заработной платы работникам и выплаты социального характера
  2. На личные (потребительские) нужды физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Таким образом, ограничение предельного размера наличных расчетов является важной составляющей проводимой государством денежной политики по уменьшению объемов наличной денежной массы в обращении. Однако немаловажной составляющей данной политики является также установление порядка ведения кассовых операций.

Кассовые операции представляют собой операции, связанные с приемом, выдачей, обменом, хранением и перевозкой наличных денег, а также их обработку, включающую в себя пересчет, сортировку, формирование и их надлежащую упаковку [5, с. 48].

Каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу в соответствии с установленной формой. Кассовую книгу ведет кассир или другой работник, в должностные обязанности которого входит введение кассовых операций. Контроль за ее ведением осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии – сам руководитель [6].        

Приложением к указанию Банка России N 3073-У установлены лимиты остатки наличных денег. Их определяет само юридическое лицо, исходя из характера своей деятельности с учетом объема поступлений  или объема выдачи денег за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги [7]. Наличные денежные средства, образующиеся в кассе сверх установленных лимитов подлежат обязательной сдаче в кредитные учреждения с последующим их зачислением на счет. Денежные средства, находящиеся после зачисления на банковских счетах, являются свободными денежными средствами.

Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается лишь в дни выплат, включенных в фонд заработной платы и выплат социального характера.

Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

В случае несоблюдения установленных правил ведения кассовых операций, виновные в таких нарушениях привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, устанавливая представленные ограничения в наличном денежном обороте, государство в лице уполномоченных органов, а также банковская система осуществляют контроль за законностью сделок и финансовых операций с использованием наличных денег. Главной целью данного контроля является выявление незаконной коммерческой и финансовой деятельности, а также предотвращения сокрытия налогооблагаемой базы.

Список литературы:

  1. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ ст. 4 // СПС КонсультантПлюс
  2. Ситник А.А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации : дисс. … канд. юрид. наук. Москва, 2010.
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018), ч. 2 ст. 861 // СПС КонсультантПлюс
  4. Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32079) п. 6 // СПС КонсультантПлюс
  5. Арзуманова Л,Л. Финансово-правовое регулирование наличного денежного обращения в России // Актуальные проблемы российского права». 2012. №3.
  6. Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 19.06.2017) "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404): п. 1, пп. 4.6; п. 4, пп. 4.6 // СПС КонсультантПлюс
  7. Приложение к Указанию Банка России от 11.03.2014 N 3210-У п. 1 // СПС КонсультантПлюс