Текущее состояние и перспективы развития применения инноваций в системе образования Азербайджана

The current status and development prospects of the application of innovations in the education system of Azerbaijan

Введение. Так как образование является социальным институтом, которое обслуживает потребности общества, оно крайне необходимо для сохранения и развития самого общества. Чтобы соответствовать требованиям быстро меняющегося и непредсказуемого глобализированного мира образование должно быть не только всесторонним и устойчивым, но и постоянно развиваться. [5] Это развитие должно быть системной, последовательной, измеримой и крупномасштабнoй. Как теоретическая, так и практическая стороны образовательного процесса нуждаются в обновлении. Руководители учебных организаций, профессорско-педагогический состав, научные исследователи и все остальные кто являются участниками учебного процесса должны внедрять новшества и инновации в теорию и практику преподавания и обучения. Инновации также должны охватывать все сферы деятельности учебного заведения, чтобы обеспечить качественную подготовку всех учащихся к общественной жизни и будущей работе. Помимо этого, социальное и экономическое благосостояние страны все больше будет зависеть от качества и уровня образования их граждан, что в свою очередь также поднимает вопрос о применении образовательных новшеств и инноваций. [1]

Несмотря на то, что в последние годы в Азербайджане были предприняты многочисленные реформы по внедрению инноваций в систему образования, были открыты инновационные институты и центры, разработаны новые образовательные программы, современные методики обучения с применением инновативных технологий и т.д., существует необходимость в более серьезном подходе к этому вопросу.

Почему не все учебные заведения занимаются инновационной деятельностью? Как обеспечить применение инноваций во всех учебных заведений?

Основной текст. Многие из тех, кто вовлечен в образовательную сферу признают, что образование на всех уровнях крайне нуждается в обновлении. Тем не менее, реальные темпы применения и внедрения образовательных инноваций слишком медленные, показателями чего являются результаты обучения выпускников школ и высших учебных заведений, которые недостаточно соответствуют требованиям современного рынка трудоустройства. Как и было отмечено выше несмотря на то, что в сфере образования и инноваций в стране ведется много работы, на сегодняшний день глобальных улучшений в достижениях выпускников как такого нет. Если сравнить результаты вступительных экзаменов по всем уровням образования, проводимых Государственным Экзаменационным Центром Азербайджанской Республики и процент выполнения плана приема по различным специальностям, мы увидим, что показатель успеха с каждым годом все ниже и ниже. [1] К сожалению уровень профессиональной подготовки выпускников не совсем отвечает требованиям современного рынка труда. Получается наша система образования недостаточно «инновационная»?

Так почему же инновации применяемые в образовательных программах, теориях и практике преподавания, методиках обучения не всегда приводят к желаемому результату качества преподавания и обучения?

Барьеры на пути применений инноваций

Барьером для инноваций является любой фактор, который негативно влияет на инновационный процесс. Барьеры могут быть классифицированы по-разному и возникать на разных этапах инновационного процесса. В основном намечают два типа барьеров: внутренние и внешние.[5]  Вопросы, обсуждаемые ниже, в основном относятся к этим двум типам барьеров.

Во-первых, если рассматривать образование как единую систему, которая отвечает потребностям общества, мы увидим, что все уровни образования взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, образование будучи самой по себе системой, является неотъемлемой частью более широкой социальной системы, с которой она связана многочисленными узами. Образование как социальная единица отражает все ценности, законы, принципы и традиции общества, к которому оно принадлежит. Поэтому мы должны рассматривать образование как единое социальное существо и стремиться решать существующие проблемы как в самой системе образования, так и в самом обществе. В случае, если общество поддерживает инновации, то его система образования будет непрерывно и эффективно развиваться. В обратном случае образование будет стагнировать и давать посредственные результаты.

Во-вторых, хорошо известно, что в высших учебных заведениях политика внедрения инноваций в образовательный процесс по разным причинам протекает медленно и администрация учреждений не всегда охотно учавствуют в этом. Касательно средних школ, то там ситуация менее благоприятная, так как директора школ являются «хорошими» консерваторами, а далеко не инноваторами. Для директоров школ вопрос блогополучия учащихся намного важнее вопроса их подготовки к будущей работе или просто к практической жизни. К тому же инновации нарушают не только установленные процедуры и правила, но и являются причиной дискомфорта руководителей. Ведь в большинстве случаев организационные и бизнес-процедуры препятствуют как успешному развитию, так и использованию инноваций. [5] Как ни как инновации требуют новаторства, креативности, принятия рисков, экспериментов, ну и конечно же терпения. [2] Но готовы ли на это руководители всех учебных заведений?

В-третьих, в случае если даже инновация появилась, то без ее внедрения она не имеет большой ценности. Более того, инновация может иметь существенное значение только тогда, когда она применяется в широком масштабе. Создавать инновации не столь важно как необходимо их распространение и использование в учебных заведениях. А это и есть одна из нелегких задач.

Далее, чтобы инновация дала ощутимый эффект, нам нужна целая армия инноваторов, а так же благоприятные условия для распространения инноваций и получения желаемого результата. Инноваторы, в свою очередь, должны быть творческими натурами т.е. обладать творческими способностями. Так как В тоже время для внедрения инноваций они должны обладать свободой действий, доверием со стороны руководителей и быть увереными в безопасности своей работы для того, чтобы рисковать и экспериментировать. [2]

Необходимо также отметить, что инновации могут развиваться только в благоприятных условиях. Благоприятная среда означает систему образования, которая подготавливает сотрудников и учащихся к творческому, критическому мышлению, самостоятельности и обучению на протяжении всей жизни.

Проблемы применения инноваций и пути их решения

Начнем с того, что нам нужны инноваторы, которые способны создавать инновации. Затем, хоть инновации часто являются искоркой, возникающей в сознании творческой натуры, им нужна среда, способная воспламенить огонь. В данном случае среда формируется и развивается самими же учебными заведениями, социальной культурой, ну и конечно же процветающей экономикой страны. Как правильно отмечает американский психолог венгерского происхождения Ми́хай Чи́ксентмихайи «благоприятная среда обеспечивает свободу действий и стимулирование идей в сочетании с уважительным и заботливым отношением к потенциальным гениям». [3] Под благоприятной средой подразумеваются не только педагоги, а так же учащиеся, родители, политические деятели и все другие члены общества, которые выступают в качестве исполнителей или потребителей инноваций.

Следующим не менее важным моментом является то, что когда мы пытаемся сделать образование инновационным, мы просто забываем учесть учащихся. Мы недостаточно внедряем инновации в обучение студентов, их мышление, отношение к учебе, поведение, характер, метапознание и трудовую этику. Но мы делаем все возможное, чтобы улучшить преподавание, в то время как нам действительно нужно начинать с улучшения обучения. Ведь успех во всех сферах образования напрямую зависит от усердия учащихся. Исходя из слов известного болгарского ученого Георгия Лозанова, обучение – это вопрос отношения, а не способностей. [4]

Инновации тесно связаны с технологиями, но интеграция технологий в образование может быть успешной только лишь в том случае, когда учитывается человеческий фактор. Это означает, что наличие современной технологии в учебном заведении не всегда является показателем ее инновационности, намного важнее подготовить рабочий персонал, в особенности педагогов к работе с этой технологией.

Ну а в итоге конечно, общественная поддержка инновационного образования и формирование новой культуры как внутри системы образования, так и вокруг нее важнее всего.

Заключение

Существует огромная потребность в использовании инноваций в системе образования страны для повышения качества результативности обучающихся и вообще в существенном изменении системы образования. Эти изменения должны быть системными и направлены на разные сферы обучения. Главной целью этих изменений должны быть эффективность и качество теории и практики преподавания и обучения. Процесс эффективности должен охватывать учащихся, преподавателей, родителей и само общество. Важно так же развить у учащихся их отношение к учебе, к рабочей этике, улучшить их навыки обучения, аналитическое мышление, креативность, автономию обучения и т.д

В заключении необходимо отметить, что успеха можно достичь лишь в том случае, когда вопрос инновационного образования станет коллективным для всего общества.

Список литературных источников

    1. Аббасзаде М.М., Бадалов Т.А., Шелагинов О.О. Научно-статистический анализ результатов вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения Азербайджанской Республики учебный год и выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях за 2018/2019 г., 528 с.
    2. Brewer D. J., Tierney W. G., Barriers to Innovation in U.S. Higher Education. Prepared for the American Enterprise Institute conference, “Reinventing the American University: The Promise of Innovation in Higher Education”. June 3, 2010
    3. Csikszentmihalyi M., Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention (Harper Perennial Modern Classics) Kindle Edition. Harper Collins e-books; Reprint edition (October 13, 2009). 466 pages
    4. Lazanov G., Gateva E., The Foreign Language Teachers Suggestopedic Manual, Gordon and Breach (1988)
    5. Shavinina L. V., The international handbook on innovation. @ 2003 Elsevier Science Ltd., available at: https://books.google.az/books?id=-xg-0-XdcIoC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false