ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА У МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВ

FEATURES OF BULLYING IN ADOLESCENT BOYS

Актуальность темы. Подростковый возраст, в котором применяются агрессивные формы буллинга - самый сложный возраст, но в то же время важнейший период для формирования личности. Возрастным особенностям, обусловливающих повышение уровня агрессии у подростков является обострение акцентуаций характера, а также растущая физическая активность, может проявляться в задирливости, порче имущества и тому подобное.  Именно данный возраст учёные характеризуют как пиковый в проявлении буллинга. В тоже время профилактика буллинга в среде подростков требует учитывает не только возраст, но и грейдерные особенности.

Тема гендерных особенностей проявления буллинга в подростковом возрасте является объектом трудов многих отечественных исследователей, среди которых

Целью исследования является анализ особенностей проявления буллинга и его гендерных особенности в подростковом

Буллинг на сегодня определяют, как длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении другого лица, неспособной защитить себя в этой ситуации. Это форма жестокого обращения присутствует на всем протяжении человека, но особенно часто встречается в подростковом возрасте. Подростковый возраст характеризуется процессом становления индивида, определения его социальной роли, рядом психологических особенностей. При этом исследователи отмечают, что именно подростковый возраст характеризуется гендерными особенностями буллинга.

Так, фундаментальные эмпирические исследования И.С. Кона, И.С. Бердышева, О.А. Маланцева позволили учёным выделить ряд особенностей проявления буллинга в подростковом возрасте, и это прежде всего проявляется различиях форм проявления буллинга у представителей женского и мужского пола. Как отмечают ряд исследователей особенности проявления буллинга у мальчиков связаны прежде всего с мальчишеской нормативной культурой и связан с борьбой за власть. Буллинг со стороны девочек – подростком имеет персонализированную направленно, эмоционально деструктивен, более публичен, девочки –подростки сложнее переживают проявления буллинга.

Исследования, проведённые Самойленко, что на сегодня подростки характеризуются высокой агрессивностью и враждебностью по отношению к друг другу и обществу вообще.   Преобладающим типом агрессивного поведения для девочек является прямая и косвенная вербальная агрессия (т.е. склонность к выражению негативных чувств через определенную форму (ссора, крик, угрозы, ругань), для мальчиков прямая и косвенная физическая агрессия (т.е. высокая готовность к использованию физической силы против другого лица, высокую вероятность нападения на других).  

Анализ данных показывает, что в школьной среде 85% подростков сталкиваются с проявлением буллинга. С целью исследования особенностей гендерного поведения подростков мы провели опрос более 50 учащихся в возрасте 13-15 лет.  Проведённое исследование позволило выявить интересный факт: оба пола, мотивируя собственное поведение, объясняют ее равными правами мужчин и женщин, то есть гендерное равенство в среде подростков понимается буквально. Судя по полученных данных, большая часть ребят и половина девушек употребляют ненормативную лексику, однако большинство из них проявлениями насилие это не считают. Девочки и мальчики-подростки одинаково сталкиваются с проявлением буллинга, но в то же время 33% девочек и 37 % мальчиков проявляли буллинг в отношении своих сверстников. Средняя частота буллинга у ребят несколько выше: ребята больше толкают, дергают других, более обзываются и злословят.

Анализируя роли, в которых может оказаться подросток, в частности подросток - мальчик охарактеризуем особенности гендерного поведения.

 Обычно, буллеры мальчики –подростки сторонники культа силы, нечувствительны к страданиям других. Они имеют хорошую физическую подготовку, но в повседневной жизни неуравновешенные и импульсивные, поэтому все конфликты решают с помощью силы, драк и сражений. Ведущей тенденцией для них потребность в самоактуализации, которую они удовлетворяет ют за счет издевательства над более слабыми детьми. Применяя физическое или психологическое насилие, они реализуют свою способность управлять другими и управлять ситуацией, этим показывая свое превосходство над сверстниками. Такое поведение - это поведение диктаторов, для которых основным средством достижения ожидаемого результата является террор с принуждением слабых детей к определенным действиям через запугивание и актуализацию чувство страха.

 Противоположной стороной конфликта выступают жертва буллинга.

Действия мальчиков-подростков, которые подвергаются агрессии противоположны тем, которые обнаруживает агрессор. Как правило, такие мальчики - подростки морально более слабыми, склонными к застенчивости, тревожности, замкнутости и других проблем коммуникативного характера. Они имеют мене физически развиты, иногда для них характерны физические недостатки (недостатки внешности, плохое зрение, непропорциональное фигуру или рост). Часто к жертвам буллинга относятся мальчики -подростки которые имеют более низкие материальные возможности, ведь в школьной среде это является актуальным вопросом. Не последним пунктом являются проблемы эмоциональной сферы мальчиков –подростков, они тревожные, нервозны, запуганы и импульсивные.

 Также в ситуации школьного насилия оказываются третьи роли - это роли наблюдателей. И данная роль так же отличается в гендерном аспекте. Так мальчики – подростки прямо не участвуют в акте агрессии, поскольку сами опасаются оказаться на месте жертвы. Более смелые из них становятся на защиту жертвы, однако такая ситуация происходит лишь в трети случаев (37,5%), а вот девочки более чаще приходят на помощь жертве (44%).  Все другие наблюдатели - это пассивная молчаливая оппозиция или активная поддержка булера.  

Именно поэтому профилактику буллинга необходимо осуществлять на основе гендерного подхода, (т.е. учет интересов, особенностей обоих социально- половых групп общества). Особенности проявления буллинга у мальчиков –подростков является физическая агрессия, вербальная агрессия, лишь сопутствует травле. Причиной проявления буллинга у мальчиков –подростков - чувство неполноценности, обида и тенденция к самоутверждению. Для жертв мальчиков–подростков характерно не развитость физической силы, эмоциональное стеснение и социальное положение семьи. Стоит отметь, что мальчики-подростки реже становятся на защиту жертвы буллинга. И фак факт отметим, что учёт гендерных особенностей в разработке программ профилактики буллинга позволит более эффективно бороться с данной проблемой.

Список литературы

  1. Самойленко Ю.С. Сущность и особенности гендерного подхода к профилактике буллинга среди подростков // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL:https://sibac.info//sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf
  2. Теоретико-методические основы деятельности педагога- психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно- возрастной аспект /под общ. ред. К. С. Шалагиновой.- Тула: Изд-во «ГРИФ и К», -2014.- 237.
  3. Черкасова С.А. Гендерные особенности проявления буллинга в подростковом возрасте / С.А. Черкачова// Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее. Тула, 2014. С. 189-193